Восьмой год подряд, после вторжения в Украину, Россия с маниакальным пристрастием старается на фоне ряда геополитических поражений, реализовать хоть одну мало-мальски приемлемую победу на международном плацдарме. Однако результативность ее потуг крайне незначительна при здравой оценке, но, к сожалению, в пропагандистском контексте, для потребителей лишенных критического мышления, они, оказывается, имеют значение.

И одним из таких направлений, которыми восьмой год подряд будоражат информационное пространство российские и пророссийские ретрансляторы, является газопровод «Северный поток 2». Удивительным образом, труба, которая не является абсолютной панацеей России в вопросе независимости от транзита через Украину, благодаря пропаганде стала таковой и когда была поставлена точка в завершении первой ветки, ее стали приводить в довод некоего размена интересов Украины.

Сразу отмечу, что “Северный поток 2” на самом деле никогда не являлся смертельной угрозой для Украины, но при этом таковой был и даже будет для России. Почему так и почему не стоит верить страшным пропагандистским россказням? Разберемся!

ТТХ

В первую очередь, давайте разберемся, что из себя представляет “Северный поток 2”. Это трубопровод, состоящий из двух “ниток” продолжительностью 1234 км, из которых: российский участок 118 км; финский − 374 км; шведский − 510 км; датский − 147 км; немецкий − 85 км. Данный трубопровод должен, согласно первоначальным планам, поставлять 55 млрд м³ в год.

Стоимость строительства этого трубопровода (официальная) 9,5 млрд. евро.

Энергетическая директива

Изначально “Северный поток 2” рассматривали как альтернативу украинской ГТС, но проблема в том, что с момента реализации данного проекта, возник вопрос о том, попадет ли данный газопровод под действие энергетической директивы ЕС, которая ограничивает поставки газа по нему со стороны России на 50%.

Фактически, даже на раннем этапе строительства данного трубопровода его инициаторы осознавали, что довольно высок риск завершения их проекта в контексте инфраструктуры работающей лишь на 50% или, грубо говоря, 27,5 млрд м³ в год.

Окупаемость

Как выше было отмечено, официальная стоимость проекта трубопровода “Северный поток 2” это 9,5 млрд. евро. Но, на самом деле это не так. Сумма в 9,5 млрд. евро это стоимость прокладки трубопровода до Балтийского моря. А, что до побережья Балтики?

В действительности стоимость трубопровода “Северный поток 2” в разы больше, поскольку его сухопутная часть — газотранспортный коридор от Ямала до Балтийского моря, обошлась России в $31 млрд.

И тут возникает крайне интересный момент, а именно – окупаемость проекта. При учете сохранения цен на газ в пределах $200 за 1 тысячу кубометров, а этого уж точно не будет при нынешних условиях, окупаемость газопровода “Северный поток 2” наступит минимум через 30 лет. А не минимум – все зависит от колебаний цен на газ, который не так давно показали обвал вплоть до $70 за 1 тысячу кубометров, а на ряде хабов и то меньше.

Мягко говоря, не самая лучшая перспектива для не самого лучшего бизнес-проекта.

ГТС Украины

Самое интересное в том, что Россия без украинской ГТС даже в случае запуска трубопровода “Северный поток 2” не сможет обойтись. Например, в 2018 году транзит газа из России в ЕС через ГТС Украины составил 86,7 млрд. м³. Экспорт же российского газа в страны ЕС в общем объеме по всем газопроводам составил 196,8 млрд. м³. То есть, Украина обеспечила транспортировку 43% российского газа в Европу.

В 2020 году Россия сократила объем транзита российского газа через Украину до 55,8 млрд. м³, но при это “Газпром” заплатил за осуществленный транзит в размере 65 млрд. м³, согласно контракту, заключенному по принципу — «качай и плати».

То есть, грубо говоря, даже если бы Газпром поставил бы в Европу в 2020 году посредством ГТС Украины всего 10 млрд. м³, он бы все равно заплатил как за 65 млрд. м³. И так будет до 2024 года и, что-то мне подсказывает, что и после. А почему?

Мощности

Если учесть, например, поставки газа Газпромом в ЕС до теплых зим 2019 и 2020 года, то в 2018 они составили около 200 млрд. м³, из которых 86,7 млрд. м³ прошло через украинскую ГТС, а остальные через “Северный поток 1” мощностью 55 млрд. м³ (пиковая нагрузка 62 млрд. м³), “Ямал-Европа” мощностью 32,9 млрд. м³ (пиковая нагрузка 35 млрд. м³) и “Голубой поток”, мощностью 16 млрд. м³. В настоящее время частично работает еще и “Турецкий поток” на 16 млрд. м³, но в основном на Турцию и то – не на предельных мощностях.

То есть, предельная пропускная способность всех газопроводов РФ в Европу, при пиковых нагрузках, лишь немногим больше 110 млрд. м³. Без украинской ГТС, но при функционирующем “Северном потоке 2” это значение увеличится до 135 млрд. м³ и все же, в полном объеме не обеспечит российский экспорт теми возможностями, которые были использованы в 2018-м, лишая его возможности ежегодно поставлять в ЕС до 65 млрд. м³ и более.

То есть, чтобы полностью России лишиться зависимости от украинской ГТС, ей придется строить в Европу еще как минимум 2, а то и 3 трубопровода. И это не выдумки, а чистая математика, доступная абсолютно всем.

Временные трудности

В 2019 году Газпром получил от Датского энергетического агентства разрешение на прокладку «Северного потока – 2» в пределах своей исключительной экономической зоны. Тогда же глава российской газовой монополии Алексей Миллер заверял в том, что трубопровод будет запущен уже в декабре того же года.

Когда обещание завершения строительства трубопровода было сорвано санкциями США, президент России Владимир Путин заявил, что у России есть трубоукладчик, благодаря которому строительство газопровода «Северный поток-2», завершится к лету 2020 года.

В первой половине 2020 года координатор правительства Германии по трансатлантическому сотрудничеству Петер Байер, сообщил, что строительство газопровода «Северный поток-2» завершат во второй половине 2020 года. А в ноябре 2020 оператор строительства газопровода Nord Stream 2 AG уже озвучивал дату завершения работ в районе декабря того же года.

В итоге, информация о завершении строительства первой нитки российского трубопровода в Европу появилась лишь в начале июня 2021 года. И факт даже не в том, что речь идет о первой нитке трубопровода, а в том, что на все про все у РФ это заняло лишние полтора года, при этом трубопровод не запущен и до конца не достроен (не забываем про вторую нитку) и еще неизвестно, что его будет ждать в будущем. А между тем, каждый квартал, каждый месяц, каждый день, каждые сутки – это не предусмотренные траты. Траты на содержание строительной инфраструктуры, на само строительство и куда большие, колоссальные траты на информационную поддержку и политический лоббизм.

То есть, по факту, нынешние расходы на газопровод “Северный поток 2”, который до сих пор не функционирует, а зависимость России от ГТС Украины как была, так и остается, только по приблизительным расчетам превысили $35 млрд.

Итог

Фактически, Россия как была, так и останется зависимой от ГТС Украины вне зависимости от того, будет запущен “Северный поток 2” или нет. И эта зависимость будет исчисляться десятилетиями. Но, важно другое.

“Северный поток 2” это не экономический, а политический проект, направленный на повышение энергетической зависимости ЕС от РФ. И если это осуществится, вопрос будет уже не столько в экономических аспектах касающихся ГТС Украины, сколько в политической независимости самого европейского сообщества. И, возможно, в этом и заключается главная угроза экономически не окупаемого проекта, на который Россия не жалеет десятки миллиардов долларов.

Источник: Информационное сопротивление

alexander.kovalenko
Александр Коваленко

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація

Рекомендації