Спойлер: никак

Социальные сети стали слишком назойливыми. Я только один раз зашел в соцсеть Pinterest. Поисковик обнаружил там ссылку на что-то моё, я зашел посмотреть. Увидел и сразу вышел. После этого на почту стали приходить уведомления от Pinterest, где они уведомляют, что подготовили для меня несколько «интересных пинов». Правда, «интересные» они для меня лишь в их влажных фантазиях, то есть тут пока искусственный разум разработчиков Pinterest стреляет картечью по воробьям.

Другая назойливая соцсеть – LinkedIn. Я даже не знаю, как это слово правильно выговорить. Но когда-то имел неосторожность туда войти и даже нажать «зарегистрироваться». И после этого понеслось. Оказывается, там зарегистрированы разные мои знакомые, о чем теперь упорно напоминает по электронной почте LinkedIn. Некоторые из этих знакомых даже мне совсем незнакомы, но LinkedIn так не считает.

Фейсбук тоже раньше присылал на электронку уведомление о каждом чихе и пуке в моей новостной ленте. Потом удалось найти маленькую скромную кнопку, чтобы отписаться от этого информационного поноса.

Вообще, глядя на Фейсбук, все больше убеждаюсь, что это динозавр, который должен умереть. Он совершенно случайно вырос таким огромным, прожорливым и тупым чудовищем. Просто потому, что родился раньше всех в диких джунглях интернета 2.0 и потому успел проглотить очень много людей. Новостная лента фейсбука формируется каким-то ужасным методом. Про это уже многие писали, а значит, этот факт очевиден. Кроме того, там полно непонятной рекламы, самовоспрозводящихся видео, которые начинают орать в неподходящий момент.

И вообще, похоже, что фейсбук слишком игнорирует нашу субъектность. Про таких говорят – «тебя слишком много». Вот, фейсбука слишком много в фейсбуке. А хотелось бы, чтобы там было больше меня, тебя, других людей, которые что-то могли решать и менять в информационной среде социальной сети. В этой связи у меня возникла мысль, как должна формироваться социальная сеть здорового человека, в отличие от всех этих фейсбуков и вконтактов курильщика.

В будущем здорового человека, то есть таком, где побеждает здравый смысл и добро, а глупость и зло гибнут, как динозавры, социальная сеть будет создаваться как конструктор – из множества блоков, которые будут выбирать для себя сами люди. В чем вообще суть любой соцсети? В том, что человек создает там личную страницу. Как бы создает свой виртуальный дом. И глупо было бы селить всех обитателей в однотипных квартирах. Даже в нашем инертном физическом мире люди умудряются жить и в дворцах, и в хижинах, и в хрущевках, и в бочках Диогена. Каждый создает/выбирает себе жилище по вкусу плюс возможностям. А в мире виртуальном возможностей гораздо больше, так почему мы не можем пользоваться ими?

Социальная сеть здорового человека – это такое виртуальное пространство, где каждый будет максимально независим в возможности обустройства своей страницы, или сообщества. Грубо говоря, кому-то для комфортного бытия будет достаточно трех кнопок – лайк, репост и заблокировать неугодного. А кто-то сможет найти применение сотне кнопок, за каждой из которых - новые функции и степени свободы. Это как язык. У кого-то он на уровне Элочки Людоедки, а у кого-то мыслей больше, чем слов для их выражения. Ведь каждое новое слово – это кнопка для объяснения и управления миром, который отражается в нашем сознании.

Такая паззл-соцсеть сможет эволюционировать и развиваться как живой организм, а не управляемая из офиса разработчиков надсоциальная структура. Кто-то будет подсматривать на чужих страницах новые функции и захочет применить их у себя. Кто-то будет оптимизировать функционал, избавляясь от лишнего. Все честно – каждый станет творцом и дизайнером своего виртуального дома. Естественно, это откроет огромный простор для независимых разработчиков, которые будут предлагать новые функции, совершенствуя организм соцсети.


Болезненным вопросом была, есть и будет демонстрация рекламы. Пока трудно представить мир, где бы реклама стала не нужна. Наоборот, поскольку мы плаваем в океане информации, рекламисты будут все время искать новые пути, какими их контент приплывет к нам в глаза и уши. Понятно, что реклама вынуждена эволюционировать, становиться тоньше, гибче и вирусней. Но пока мы не утратили способность отличать рекламный контент от нерекламного, реклама будет нас раздражать. Особенно в условиях все уплотняющегося информационного пространства, где даже с нужным и интересным не так просто ознакомиться из-за огромного числа отвлекающего мусора. Поэтому по будущему рекламы я вижу три сценария. И скорее всего человек в соцсети должен иметь право выбирать реализацию того сценария, который ему ближе. В любом случае, рекламный контент кто-то оплачивает. Это бизнес. Поэтому отказать площадкам в его демонстрации нельзя.

Сценарий первый – желающие не видеть рекламу, должны «откупаться» от нее. То есть вносить какую-то абонплату, после чего их информационное пространство в сети станет чистым, как слеза младенца. Все новомодные блокираторы рекламы, встраиваемые в браузеры – это штуки, которые действуют выборочно и аморально. Потому что отказываться помочь заработать какому-то сайту, пользуясь его услугами, это аморальное жлобство.

Сценарий второй – вы смотрите рекламу, но получаете за это свой процент от доходов площадки. Естественно, нужно иметь возможность фильтровать этот поток. Например, если мне не интересна определенная реклама, то я ее хотел бы исключить из списка. А кто-то наоборот, захочет смотреть рекламы как можно больше, чтобы получить больше мелочи на счет.

Сценарий третий – для консерваторов, которые привыкли привыкать и не привыкли принимать новое. То есть такие люди будут смотреть рекламу «по старинке» - не ропща на ее засилье и не получая от нее дивидендов. Просто потому, что им так проще и понятней. Некоторые же до сих пор смотрят телевизор, хотя есть интернет. А кто-то ходит в театры и библиотеки. То есть каждый застывает на своем уровне развития, полагая его комфортным.

Ну и ответ на вопрос, стоящий в заголовке. Соцсети курильщика, то есть динозавры типа фейсбука, ВК и прочих одноклассников должны умереть. Скорее всего, они переживут нас, но будут уже не столь могущественными. Зато должны появиться соцсети здоровых людей, где юзеры смогут больше решать и влиять на среду.

Фактически это может быть одна большая соцсеть, где каждый формирует свою, интересную и удобную ему, уютную соцсеть. Ведь если хорошо подумать, то соцсетей именно столько, сколько активных аккаунтов существует. Даже «я в фейсбуке» и «я вконтакте» это несколько разные люди, живущие в разных средах. Каждый формирует свою сеть, оживляя и одухотворяя ее через свою деятельность. Без нас же любая, даже самая совершенная соцсеть – безжизненная болванка.


Тематически связанные материалы:

- про возможное будущее лайков https://site.ua/grigoriy.lugovskiy/8093-problema-layka-v-sotssetyah/;

- про криптовалюты как возможные «честные деньги» будущего, которые позволят нам освободиться от липких объятий государства https://site.ua/grigoriy.lugovskiy/8898-bitok-s-ke...

grigoriy.lugovskiy
Григорий Луговский

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація

Рекомендації