site.ua
топ-автор

Забавно складывается ситуация вокруг нефтяной войны России и Беларуси. Буквально вчера давал развёрнутое видео, в котором анализировал причины "заднего хода" Кремля. А сегодня пришли сразу несколько новостей, которые дополняют вчерашний анализ, заодно подтверждая справедливость описанной в нём логики.

Решил, не мудрствуя лукаво, просто выложить последовательно видео и тексты за последние 24 часа. Думаю, будет занимательно и интересно. И Украинский интерес тут тоже вырисовывается.

-------

Россия внезапно для многих сделала шаги навстречу Беларуси в идущем нефтяном споре. Вначале в Минск на встречу с Лукашенко прилетел руководитель Роснефти Игорь Сечин. О результатах разговора СМИ не сообщали. Прошло буквально два для и светящийся от радости Лукашенко сообщил, что ему позвонил Путин и предложил компромисс для выхода из состояния нефтяной войны. По версии президента Беларуси, РФ намерена компенсировать возможные потери от нефтяного манёвра (300 миллионов долларов) и возобновить подачу сырья на беларуские НПЗ. По версии российских источников, речь идёт всего лишь об уменьшении премии российским нефтяным компаниям. Тем не менее, и в Минске и в Москве в один голос говорят, что вопрос сдвинулся с мёртвой точки и идут переговоры. При этом Лукашенко оперативно пересчитал сумму возможных потерь от налогового манёвра с 300 до 420 долларов США и уже эта сумма будет озвучиваться как беларуская претензия.

Пойдёт ли Россия на компромисс? Скорее всего да. И на то есть не одна, а целых четыре причины, которые лежат на поверхности.

1. Транзит. Российская Федерация имеет возможности обойти беларуский участок Дружбы. Но все они значительно дороже, даже если пользоваться трубопроводной сетью Транснефти на российской территории. Подсчёт разницы в ценах на транзит, анализ невыгодных для Беларуси условий ценообразования ставит под вопрос само существование "российской нефтяной дотации", поскольку выравнивание стоимости транзита хотя бы до уровня внутрироссийских цен на экспортных направлениях приводит к "обнулению" счетов: беларуский выигрыш на цене закупки нефти примерно равен российской выгоде от дешёвого транзита. Выход же хотя бы на польские цены за прокачку сырья может дать Минску уже право говорить о финансировании российской экономики. Об этом детально с цифрами.

2. Западня, которую Россия создала себе сама. Защищая кума Путина Медведчука и его нефтяной бизнес в Украине, Кремль наложил запрет на поставку нефтепродуктов в Беларусь (часть из них независимые от Медведчука украинские трейдеры везли в Украину). Но если нет нефти - нет нефтепродуктов для российских сетей АЗС на беларуской территории. Завезти из РФ нельзя. Можно завезти из ЕС, но туда надо вначале поставить нефть (что дорого - см. п.1), а далее завезти топливо на территорию ЕАЭС. А это ввозные пошлины, которые идут в беларуский бюджет.

3. Цена нефти Urals и недополученная прибыль российскими экспортёрами. Беларусь - это от 7 до 10% российского экспорта сырой нефти марки Urals. Если нет покупателя, получаем ситуацию превышения предложения над спросом. И российская нефть дешевеет относительно цен на марку Brent. Российские компании-экспортёры недополучают прибыль в размере от 27 миллионов долларов в день (!) и больше. За 57 дней "нефтяной войны" они уже потеряли не менее 1,35 миллиардов. Это больше чем выигрыш российского бюджета от нефтяного манёвра. А воз и ныне там. Этот тезис подтверждается удивительной динамикой. Ещё 18.02 - до визита Сечина в Минск разница составляла 5,5, а вот после разговоров о компромиссе разница начала падать и сегодня утром уже снизилась до 2,5 долларов.

4. Политика. Интеграционная тема в Беларуси уже с начала нулевых получила название "нефть в обмен на поцелуи" либо "лозунги в обмен на деньги". То есть Беларусь говорила об интеграции лишь благодаря возможности получения дешёвых энергоносителей. В этом видела обычную сделку купли-продажи: если вам для внутреннего пользования необходимо потешить своё эго наличием союзников - платите. Других резонов, по большому счёту, нет. Если из формулы убрать составляющее "нефть" исчезают и "поцелуи".

Поэтому вопрос нефтяной войны лежит в области политики а не экономики. И поэтому тему Путин обсуждает на Совете Безопасности РФ, в котором нет ни одного нефтяника, но есть все силовики, включая руководителя СВР. И поэтому компромисс по нефти будет, но Беларуси расслабляться не стоит.



Более подробно, с цифрами, деталями описал в видео.



Прошло менее суток и новости посыпались как из рога изобилия.

1. РФ согласилась на компенсацию за грязную нефть из рассчёта 15 долларов на баррель. Это означает, что на тонне Urals (7,28 баррелей) получаем 109,2 доллара США. Теперь эту сумму умножаем на объёмы грязной нефти - это 5 миллионов тонн (примерно). Таким образом Россия должна заплатить Беларуси около 550 миллионов долларов США. Но это не все деньги. Есть ещё компенсация за повреждённое оборудование беларуских НПЗ, в первую очередь, в Мозыре. Тут, естественно, Беларусь выкатывает дополнительные условия и включает "режим калькулятора". Учитывая что кроме повреждения были сорваны сроки завершения модернизации, думаю, стоимость претензий озвучена в размене не менее 1 млрд долларов. Косвенно это подтверждает министр иностранных дел Беларуси Макей, который вчера оценил убытки от падения экспорта в 2 млрд. Окончательная сумма компенсации по статье "НПЗ", естественно, будет меньшая. Но не менее 400-500 млн долларов. Итого РФ вероятнее всего заплатит Беларуси около 1 миллиарда.

2. Транснефть сообщила что она уже получила от российских компаний заявки на прокачку нефти в Беларусь на беларуские НПЗ. То есть Москва таки идёт на компромиссы и Беларусь может рассчитывать на ценовые условия, близкие к условиям прошлого года (с учётом колебания цен на мировых биржах)

3. Новостей из Казахстана нет. Это означает, что РФ категорически не пускает казахскую нефть в нефтепроводы для передачи в Беларусь

4. Беларусь намерена начать прокачку нефти по нефтепроводу Одесса Броды. Речь идёт о нефти "купленной в Чёрном море". Это может быть нефть из РФ, Азербайджана и... Казахстана. Причём, если говорить о "российской" и "казахской" нефти, то вероятнее всего это сырьё, поступающее на загрузку в Новороссийск по Каспийскому трубному консорциуму - то есть добытое на территории Казахстана компаниями, среди которых американские, французские, итальянские, китайские, собственно казахские и... немного российские.

Если п.4 имеет место быть, поставки начнутся и будут продолжаться, то 2020 год по ценам сырья украинский маршрут будет менее выгодным чем получение из РФ, но уже в 2021 можно будет выходить на долгосрочные контракты и объёмы.

Параллельно с этим стоит следить за судебными процессами вокруг компании ЛатРосТранс, которая должна Беларуси 60 млн евро и владеет трубопроводом Полоцк - Вентспилс. Компания принадлежит (частично) Транснефти и в 2010 году остановила работу трубопровода дабы не допустить возможностидолларов закупки нефти через латвийские порты с дальнейшей поставкой в Новополоцк. Оборот ЛатросТранса за 2019 г. - 10 млн евро. И если они проигрывают апелляцию - либо платят (денег у них нет), либо на оплату деньги передаёт Транснефть выкупая пакеты акций (но на это не даст согласие антимонопольная служба Латвии) либо процедура банкротства. В последнем случае Беларусь может пробовать забрать "трубу". И получит трубопровод к портам. Дальше, думаю, понятно.

Ещё одно направление - Польша, которое перспективно с точки зрения использования Дружбы в реверсе. Но для этого нужны гарантированные объёмы. Да и сами поляки не слишком хотят включаться, используя трубу для транзита российской нефти. Поэтому вопрос объёмов и дальнейшего диалога Минска и Варшавы ключевой.

Теперь вернёмся к теме Одесса-Броды. Сегодня это пустая труба на шее украинского правительства. Она убыточна, поскольку стоит. Её запуск - выход в 0 либо, если будут объёмы - в прибыль.


Но есть большая вероятность того, что Россия попытается повторить комбинацию 2006-8 и 2010-11 годов, когда на фоне нефтяной войны "заливала" Беларусь дешёвой нефтью, делая даже технически невозможным приём альтернативы на беларуских НПЗ. Как только Минск сворачивал переговоры об альтернативе, не выходя на обсуждение серьёзных объёмов и долгосрочных контрактов, позиция РФ менялась. Нефтяная подушка вновь превращалась в дубинку. Дважды Беларусь наступала на такие грабли. Пока, судя по заявлениям (в том числе и о нефти через Украину) - третий раз набивать шишку не спешит. Это хорошо.

Теперь о значении всего сказанного.

  1. Стабильные объёмы по Одесса Броды - уже уменьшение нефтяной дубинки Путина. Это кроме всего прочего, возможность для Украины подавать свою нефть не переработку для создания стратегического резерва, который обязана иметь по договору об ассоциации с ЕС.
  2. Решение "латвийского вопроса" с Латространсом в пользу Беларуси и получение Минском контроля над трубой на севере - это создание нефтяного маршрута Балтийское-Чёрное море. Или, если хотите, создание двух альтернативных точке входа в систему Дружбы. Это меняет позиционирование РФ.
  3. Приход альтернативных поставщиков с большими объёмами - это возможность игры на конкуренции РФ на рынке поставки сырья на НПЗ региона. Это уже не только экономика, но и политика - вопрос затрагивающий сразу несколько стран.
  4. Это просто деньги. Деньги в украинский бюджет от работающей трубы, деньги в беларуский бюджет от работающих НПЗ.
  5. Это (при наличии объёмов и дальнейшем развитии) изменения баланса сил на рынке нефтепродуктов в Украине, чему не будут рады сразу несколько ФПГ

И, наконец, всё перечисленное выше не снимает необходимости для Украины привлекать инвесторов для строительства нового современного НПЗ. Желательно американского. Но для этого нужна такая мелочь, как реформы и гарантии для инвесторов.



igar.tyshkevich
Ігар Тышкевіч

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація

Рекомендації