После ряда официальных заявлений представителей команды президента Зеленского, тема всеобщего обязательного декларирования для всех граждан, а не только чиновников - вернулась на повестку дня. Однако, говорить о том, что она нова в Украине – будет некорректно. Еще с периода 2012 года обсуждалась возможность введения всеобщего декларирования и налоговой амнистии. 

Но более-менее конкретные шаги начали предприниматься с 2015-го, когда начали регистрировать соответствующие законопроекты. Всего их было 4:

Проект №3661 от 17.12.2015, автор – нардеп Кирш А.В.. Документ отозван;

Проект № 6504 от 25.05.2017, автор –Мураев Е.В. Документ «завис» в комитетах;

Проект № 8257 от 10.04.2018, авторы –Шинькович А.В., Чекита Г.Л.). Документ «завис» в комитетах;

Проект № 9405 от 14.12.2018, автор —Тарута С.О.). документ «завис» в комитетах.

Как видим, ни один из этих поданных законопроектов так и не попал на рассмотрение в парламент.

Общий тезис новел, которые содержатся в вышеупомянутых законопроектах касается лишь одного – сколько процентов налогов нужно будет отдать физлицу в зависимости от суммы его активов и денежных средств.

Подходы надо менять

Эти законодательные попытки, по сути, были провальными по нескольким причинам.

Во-первых, как только политики начинали говорить о нулевой декларации и всеобщем обязательном декларировании - общество сразу это воспринимало в штыки. Срабатывал накопившийся общий негатив к действующей власти. После выборов президента и парламента - имеем беспрецедентный уровень доверия к власти. Общество готово воспринимать новые правила, готово верить власти. Главное – как эти правила сформулировать и разъяснить обществу.

Во-вторых,важно четко понимать насколько справедливо будет выстроена система всеобщего декларирования. Основным «камнем преткновения» до сих пор было то, что законодатели сосредоточились в этом вопросе исключительно на фискальном (налоговом)аспекте. То есть, цель ставилась одна – определить доходы всех физлица, с которых нужно взимать налоги. Но такой подход к вопросу всеобщего декларирования вообще не решает проблему неофициальных доходов. Получает ли человек неофициальные доходы видно, если он «живет не по средствам», то есть тратит очевидно больше, чем зарабатывает. А обычная налоговая декларация исчерпывающих данных об имущественном состоянии давать не будет. Однако, есть и совершенно другой аспект всеобщего декларирования. Его можно назвать «общегосударственным».Он предполагает необходимость введения государством «нулевой точки отсчёта», красной линии - после которой государство будет отслеживать динамику доходов и изменения имущественного состояния каждого гражданина. У этого аспекта декларирования цель так же иная – понять, соответствуют ли доходы за год соответствующим расходам физлица и, таким образом, выявить возможные проявления коррупции. Именно так построена система декларирования доходов граждан в большинстве экономически развитых стран мира.

Сейчас же в Украине отсутствие подобного «общегосударственного» аспекта позволяет коррупции динамично расти. Ведь как не чиновник, так история о том, что денежные средства ему подарены или взяты в займы у жены, бабушки, родителей, тещи и т.п. Как не автомобиль или недвижимость у чиновника, то взята в аренду у бедного родственника или друга. Отсюда и неудачно прошедшие этапы е-декларирования чиновников с космическими цифрами в декларациях и провальным контролем со стороны НАЗК и Нацполиции.

Поэтому, только когда государство будет четко контролировать доходы и расходы всех без исключения граждан (к которым относятся и все многочисленные родственники и друзья госслужащих) – именно тогда легализовать незаконное обогащение станет практически невозможным.

Как запустить этот процесс? Важно чтобы он был простым и доступным, с предварительной широкой информационной программой, граничащей чуть ли не с информационной пропагандой.

Налоговая амнистия

Очевидно, что не обойтись без налоговой амнистии, как основы вывода из тени накопленного имущества и денежных средств. А после нее – введения всеобщего обязательного декларирования

Этот шаг даст серьезные «дивиденды» всему обществу. Это повышает прозрачность денег в обороте, а также бюджетные поступления. А бюджет – это социалка, обороноспособность страны, инфраструктура и т.д. Граждане же имеют возможность легализовать свои средства для капитальных инвестиций (от вложений в бизнес и ценные бумаги до покупки недвижимости). Нынешние правила финмониторинга уже вынуждают людей указывать происхождение их капитала при покупке автомобилей, недвижимости или больших депозитах.

Кроме того, государство не понимает сколько на руках у граждан денежной массы, сколько ввозится в страну ее из-за рубежа «заробитчанами», сколько нелегально выводится в офшоры, сколько получается серых зарплат в конвертах – соответственно не способно создавать справедливую и адекватную фискальную, субсидиарную, кредитную системы. Как сформировать дифференцированные налоговые ставки без этого? Как справедливо назначать субсидии, социальные льготы, пенсии? Кредитная сфера так же способна выйти на цивилизованный уровень – речь идет о создании института кредитных историй физлиц в том понимании, в котором они существуют в банках Европы, США, Канады.

Многие страны мира прошли через налоговые амнистии — от самых зажиточных государств, до развивающихся. Один из ярких примеров – Аргентина, где в 2016 году благодаря амнистии капитала бюджет получил дополнительно 117 миллиардов долларов, не только в деньгах, но и в других активах. Часто налоговая амнистия следовала за реформами, изменениями законодательства или новыми налоговыми режимами. В Соединенных Штатах налоговая амнистия использовалась не только в пределах разных штатов, но даже в пределах отдельных городов.

Проблемные вопросы

Безусловно, не бывает идеальной системы. Есть хорошо настроенные и поэтому работающие. А для того, чтобы этого добиться – необходимо на начальном этапе думать над решением «проблемных зон». Таковых достаточно в концепции всеобщего декларирования и налоговой амнистии. Вот лишь некоторые из них:

- какова будет ставка единоразового налога на легализованное имущество?

- как избежать завышенного декларирования имущества физлицами в расчете на будущее. Кто будет адекватно оценивать стоимость активов?

- совершенно серая зона – это накопления в криптовалюте и их легализация. Это целый пласт проблемы, требующей законодательного решения.

- какие именно активы будут подлежать декларированию физ лиц - только ли украинские или зарубежные?

- необходимо ли будет объяснение происхождения и стоимость этих активов, кто и как будет определять стоимость этих активов

- стоит ли исключать из обязательного декларирования категорию пенсионеров? Либо тем самым будет автоматически создана целая легальная группа людей, на которых будут массово переписывать активы, чтобы избежать налогов

Безусловно, это не исчерпывающий перечень вопросов, на которые надо найти ответы. И делать это лучше всего дискуссионным путем на уровне экспертного сообщества и адекватного и доступного диалога власти и общества. И еще раз подчеркну, те из политиков, которые действительно способны будут реализовать всеобщее декларирование, основываясь на вышеописанных принципах – войдут в историю этой страны, как лидеры, реанимировавший ее экономику. И если и делать этот шаг – то только сейчас, пока общество настроено слышать новую власть и лидера государства.

michail.plastun
Михаил Пластун

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація

Рекомендації