Текст будет не совсем про налоговую реформу, а про реформы вообще...

Очередной 8-й курс школы государственного управления CAP School открыл Милис Китсинг (Meelis Kitsing), советник правительства Эстонии, преподаватель кафедры экономики и финансов и директор Центра свободной экономической мысли в Эстонской школе бизнеса. Для Украины кейс Эстонии является крайне полезным и показательным. Сегодня не только страны третьего мира, но и экономически-развитые страны перенимают опыт Эстонии в управлении государством. ID-карты, электронное голосование, бесплатный WiFi и даже электронное гражданство – всё это привлекает внимание людей и капиталы в небольшую постсоветскую страну с населением менее 2 млн человек.

Суммируя опыт переходного периода постсоветских стран и стран бывшего коммунистического лагеря, господин Милис выделил основные компоненты переходного процесса. В идеальном случае все они должны осуществляться одновременно, комплексно. Но в реальности могут осуществляться и последовательно. Милис разместил их в таком порядке:

Компоненты перехода

  • Либерализация на внутреннем рынке
  • Стабилизация
  • Приватизация
  • Институциональная реформа и корпоративное управление (включая финансовый сектор)
  • Социальная защита
  • Внешняя либерализация

Давайте попробуем проанализировать, как движется Украина, и все ли компоненты присутствуют в переходном периоде.

Первый, на мой взгляд самый важный и самый необходимый пункт – либерализация. Сам термин уже подсказывает, что свободы должно стать больше, ограничений меньше. Меньше должно стать запретов и вмешательства со стороны государства в деятельность граждан.
Всё больше и больше функций должно передаваться от государства частным лицам и организациям частных лиц. Этот процесс имеет и другое название – дерегуляция. На этом фронте активно работают Dan Pasko, Олексій Гончарук (Aleksey Goncharuk), Ярослав Железняк и другие наши активные соотечественники. Годы 2014 и 2015 можно назвать провальными с точки зрения уменьшения регуляции. Но Міністерство економічного розвитку і торгівлі України преобразовалось очень существенно. В этом большая заслуга экс-министра Абромавичюс, Айварас, который первым сумел провести сокращение персонала и набор молодых чиновников. Он заложил фундамент будущих преобразований в этом министерстве.

Либерализация должна коренным образом изменить сферу коммуникации бизнеса и государства. Предпринимательство, как самовыражение человека, должно стать массовым. Сегодня же слишком много факторов сдерживают предпринимательскую активность. Высокие налоги, запутанность законодательства, превышение полномочий правоохранительными органами, огромное количество контролирующих органов откидывают нашу страну на последние места в рейтингах экономической свободы, восприятия коррупции, инвестиционной привлекательности. Мы проигрываем в конкуренции за инвестиции другим постсоветским странам, которые такие преобразования уже провели. К сожалению, в налоговой сфере первые изменения только намечаются. Министерством финансов готовятся изменения в Налоговый Кодекс, которые можно назвать революционными с точки зрения администрирования.
Активисты налоговой реформы считают предлагаемые правительством изменения существенным шагом к более свободному обществу, но недостаточными для осуществления страной экономического рывка. Необходимо бережное отношение к упрощенной системе налогообложения, к самозанятым предпринимателям. Необходим инновационный подход к модернизации налоговой системы, мы видим это в замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал, опробованный в Эстонии. Необходимо упразднение налоговой милиции и сужение полномочий всех силовых структур вмешиваться в работающий легальный зарегистрированный бизнес. Об этом много пишут Тетяна Острікова, Андрій Журжій, Святослав Дубина, Alexander Shemiatkin, Владимир Дубровский (Vladimir Dubrovskiy), Михаил Соколов, Ольга Богданова (Olga Bogdanova), Слава Черкашин (Slava Cherkashyn), Сергей Довгаль (Sergii Dovgal), Оксана Продан, Віктор Галасюк, Даниил Монин (Daniil Monin), Татьяна Шевцова (Tatyana Shevtsova), Олексій Геращенко (Alexey Gerashchenko), Бовсуновский Владислав, Sergey Kryvosheyev, Алла Кравченко – все те, кто прикладывает массу усилий для проведения налоговой реформы.

Второй пункт, стабилизация – предмет гордости предыдущего правительства. Макроэкономическая стабилизация, с одной стороны, как наркоз, сковала экономику Украины. С другой стороны, уменьшая количество экономических акторов, замедляя движение товаров и капитала, ужесточая валютное регулирование правительство добилось стабильного курса гривны. Погрузив экономику в наркоз, необходимо было провести операцию – внутреннюю либерализацию. А этого сделано не было. Результат – наркоз скоро перестанет действовать, а необходимость в операции не отпала, нужно торопиться.

Хотелось бы отметить, что стабилизация заключается не только в привлечении кредитов от МВФ. Стабилизация – это внедрение макроэкономической дисциплины, которая позволит экономике выздоравливать год за годом. К сожалению, правительство много уделяет внимания именно кредитам и говорит об их получении, как о своих достижениях. А вот информации о преобразованиях в НБУ было совсем недостаточно. А они там были не менее драматическими, чем в Минэке. Сокращение персонала с 12000 до 5000 и настрой на их дальнейшее уменьшение до 1800 в будущем. Внедрение настоящей регуляции, при которой схемные банки просто не могут существовать. Невозможно переоценить роль личности в истории – в данном случае глава НБУ ВалерияГонтарева, её экс-заместитель Влад Рашкован и других специалистов. Об этом кейсе я обязательно напишу отдельно, и затрону тему реформирования финансового сектора чуть ниже.

Третий пункт – приватизация. К сожалению, к выполнению этого пункта перехода от социализма к капитализму Украина только-только приближается. Тысячи государственных предприятий, используемых для личного обогащения властьпридержащими, продолжают работать на благо выгодополучателей, образуя дыру в бюджете и искажая экономические отношения фиктивными ценами, схемами, сделками. Многие эксперты справедливо считают, что пополнение бюджета – это не основная цель продажи госпредприятий. Целью должно быть – избавиться от таких предприятий. И ждать для этого лучших времён – нецелесообразно.

Никогда не будет такой ситуации на рынке, когда вдруг госпредприятия подорожают и выстроится очередь из покупателей. Всегда будут заинтересованные в НЕПРОДАЖЕ и в продолжении теневого использования госсобственности. Всегда оборудование будет устаревать, конъюнктура рынка будет меняться, никто не знает, что будет завтра – продавать надо сейчас. К тому же государство всегда может продавать предприятия с нужными условиями: сохранение профиля, сохранение рабочих мест, минимальные инвестиции в предприятие и т.д. Цель приватизации – увеличение количества эффективных предприятий-налогоплательщиков, а не выгодная разовая продажа.

Это же касается и свободного рынка земли. Ждать бессмысленно. Нужно дать украинцам право свободно продавать и покупать свою землю. Точно также, как и с госпредприятиями, можно оставить условия, например ограничения на покупку-продажу иностранцами, пусть изначально вся земля будет приватизирована украинцами. Или ограничение на концентрации земли в одних руках. По теме земли интересные обсуждения идут в ленте экономиста Михаила Кухара.

Четвёртый пункт – финансовый – сложный. Развитие фондового рынка требует развитой экономики. И не только развитой, но и прозрачной. Но пока не выполнен первый пункт «внутренней либерализации», половина экономики находится в тени. А пока преобладает теневая экономика – прозрачности нет и не будет. Так на каком основании существовать фондовому рынку, который основывается на отчетности и статистике?

Тем не менее, по словам Тараса Козака, активного участника Целевой команды Реформ финансового сектора, их группа была наиэффективнейшей среди других групп и самой успешной. Соединение высокой квалификации чиновников из разных органов власти (НБУ, НКФП, НКЦПФР, ФГВФО та Мінфіну), народных депутатов, профильных ассоциаций, общественных организаций привело к неплохому результату: реформа Нацбанка, который стал независимым, внедрил лучшие мировые практики управления центральными банками и сократил количество работников. Также стоит отметить удаление с рынка десятков несостоятельных банков, большинство из которых занимались чем угодно, но не банковской деятельностью. На фондовом рынке НКЦБФР смогла почистить огромное количество "мусорных" ценных бумаг, с помощью которых банки, страховые компании и другие лицензиаты фальсифицировали отчетность, вводя в заблуждение регуляторов и инвесторов. Сейчас работа в разгаре. Есть много маленьких достижений, которые пока заметны только специалистам, но они необходимы для будущих существенных сдвигов на финансовом рынке.
Обеспечить низкие кредитные ставки пока не удаётся, ведь банковский бизнес – это тоже бизнес. И если нет благоприятного бизнес-климата (либерализации, прежде всего), то нет массового спроса на банковские услуги от бизнеса. Нет спроса – нет предложения.

Пятый пункт – социальная защита. На этом поле разгорелась настоящая драма. Весь 2015 год общественность требовала от бывшего министра Розенко провести верификацию, т.к. опыт верификации Греции, Грузии, Индии показал угрожающие результаты: 15, 30 и 50 процентов соответственно нецелевого использования средств. Верификация, начатая в Минфине, дала рекомендации Минсоцу прекратить выплаты примерно 15% получателей. И это мы говорим о прекращении нецелевого использования, но еще не начали говорить о самой реформе соцпомощи, о пенсионной реформе.

Огромный прорыв сделали специалисты Минфина по анализу соцвыплат под руководством Андрея Рязанцева. При сумасшедшем противодействии со стороны социального министерства и руководства фондов, им удалось обнаружить более миллиона случаев нарушений при начислении и выплате пенсий и социальных пособий только по косвенному анализу, используя открытые базы данных. И если эта работа будет продолжена, то будет создан единый реестр социальных выплат, что позволит более рационально использовать бюджетные средства.

А пока… Блокируя ввод второго и третьего уровней пенсионных накоплений мы замораживаем неэффективную солидарную систему. И это бьёт по будущим поколениям, так и не начавшим накапливать себе на старость. По пенсионной реформе можно читать ленту Галина Третьякова (Tretyakova Galina)

И, наконец, шестой пункт - внешняя либерализация. Сложно сказать, открылись ли мы внешнему миру. Информационно – да. Но есть ли у нас доступ к западным финансам? К западным пенсионным программам? К западным образовательным программам? Частично да, но не массово. И главное, у нас не созданы условия для прихода сюда западных экономических игроков. Нет соответствующего законодательства, не может западный инвестор чувствовать себя в Украине также защищенно, как и у себя дома. С другой стороны украинские компании регистрируются в Польше и странах Балтии, выбирая свободные экономики. А это значит, что процесс несимметричный.

Что имеем в итоге? По пятибальной системе:
• Либерализация на внутреннем рынке - 1
• Стабилизация - 4
• Приватизация - 1
• Институциональная реформа и корпоративное управление (вкл. Финансовый сектор) - 3
• Социальная защита - 1
• Внешняя либерализация – 2

Оценки субъективны. Мои. Показывают результат 2014, 2015 годов. Да, результаты слабые. Места в рейтингах низкие. Статистика по оттоку людей и капиталов удручающа. Но те ростки изменений, которые пробиваются сквозь потрескавшийся совковый асфальт, уже невозможно не заметить. Пелена из мифов, скрывавшая устройство органов управления страной, постепенно спадает. Демонизация олигархов и конспирологические теории разбиваются об успешные кейсы Система публічних електронних закупівель ProZorro, e-data в Минфине, сотрудничество с НАТО в МО и др. Инициативные группы нарабатывают умения влиять на власть. Отрабатываются технологии воплощения прогрессивных идей в жизнь. Украину ждёт великое будущее, и скорость его приближения зависит от нас с вами!

pavel.sebastyanovich
Павел Себастьянович

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація

Рекомендації