Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.
Параграф 229 Кодекса Хаммурапи, Древний Вавилон, 3770 лет назад
--
Как я всегда говорил, историю у нас преподают неправильно.
Потому что эта история не заставляет (будущих) граждан задумываться.
Вот этот текст начинается с одного из древнейших задокументированных принципов «зеркального талиона». Зеркальный талион (и талион вообще) это система разного рода симметричных правовых последствий, самая известная из которых отражена в Торе(и Библии) – «око за око, зуб за зуб». Если ты убил, то и тебя убьют.
Талион выглядит для нас не очень логичным. Например если в результате халатности строителя погиб сын того кому он строил дом, то надо убить сына строителя. Диковато, да? Сын-то причем? Зато если умрет раб или иное имущество, то уже можно компенсировать, причем раба рабом, а имущество имуществом и, естественно, горе-строитель должен отремонтировать развалившееся.
Конечно, применение методов зеркального талиона за несоблюдение ДБН кажется варварской мерой, но это, блд, было почти четыре тысячи лет назад. Да, да именно четыре тысячи, потому что Кодекс Хаммурапи это результат реформы ранее существовавших правовых отношений в Дрвней Месопотамии (это пятая итерация правовых реформ, если быть точным).
Причем, если речь не шла о каких-то критических разрушениях, то законы Хаммурапи являются актуальными прямо сейчас.
Вот, например, параграф 223.
Если строитель, строя кому-нибудь дом, сделает свою работу непрочно, так что упадет стена, то он обязан возвести стену за свой счет.
Смотрите, четыре тысячи лет назад немытые козопасы из Южной Месопотамии знали что делать, если подрядчик автодора положил асфальт осенью, а по весне асфальт слез или оставил ямы глубиной с Марианскую впадину. Применив Кодекс Хамураппи, мы бы могли потребовать от подрядчика за свой счет восстановить состояние дорожного полотна.
Но у нас более прогрессивные законы Украины и тендерная документация автодора и облдоров, потому мы все можем весной только пососать писос и пересчитывать позвоночником выбоины на дорогах. Так вышло и ничего с этим сделать почему-то нельзя.
Просто в Южной Месопотамии почти дорог не строили, а если и строили, то силами армии Хаммурапи(непосредственно ручками работали военнопленные в статусе рабов) и потому не было нужды как-то отдельно регулировать данный вопрос. Но если бы дороги там строили как дома в частном порядке, то вопрос был бы отрегулирован. В кодексах даже про черпаки для полива на полях есть, так что все бы было, не сомневайтесь.
Если бы нашим гражданам преподавали историю правильно, они могли бы задуматься и задать вопрос. А какого хера четыре тысячи лет назад подобные нюансы были урегулированы, а у нас тут какая-то дичь творится и бабки исчезают и растворяются в никуда каждый год?
Как так блд вышло? Мы что хуже козопасов и рабов в Вавилонии? Вроде нет.
Но граждане этот вопрос не задают, потому что учитель истории оттарабанивает материал, ученики его механически повторяют, максимум там вкладывается советская псевдоаналитика про закрепление рабовладельческого строя и прав вавилонской аристократии.
Конечно, всем насрать на рабовладельческий строй, равно как и на его укрепление четыре тысячи лет назад в тех местах где нынче рассекает на пикапах Тойота ИГИЛ. Плевать и потому никто не слушает курс истории Древней Месопотамии и выводов из него никаких не делает.
И вопросов никаких не задает.
А зря.
Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам
вхід / реєстрація