site.ua
член клубу

Это текст про очень плохих людей. Максимально краткий (насколько это возможно), чтобы не перегружать мозг. Прошу всех своих и не только своих читателей его прочитать и по возможности распространить.

Речь пойдет про тему, которой я занимался очень плотно до весны прошлого года и продолжаю по возможности отслеживать и сейчас. Про протезирование.

Для начала немного истории. Протезная отрасль в Украине до 2015 года была до жути зарегулирована и монополизирована, но благодаря неравнодушным гражданам и активистам, а также прекрасной работе Министерства экономики в лице Макса Нефьодова, Дмитрия Романовича и других сотрудников, а также помощи госрегулаторной службы и адекватных нардепов, в целом, нормативное регулирование отрасли было существенно улучшено. Таким образом, рынок стал более открытым и доступным для поставщиков. Стал более понятным для клиентов. В общем, конкурентеым.

Но решены были далеко не все проблемы. И нерешенные связаны с деятельностью Минсоцполитики, а также специфическим подходом к управлению. Потому что не всем нравятся реформы, некоторым очень хочется откатить и снова взяться за пилу.

Главная специфика протезной отрасли как рынка состоит в том, что, несмотря на то, что пользователей протезов тысячи, фактически единственным их покупателем является государство. Практически все протезы, которые получают граждане. оплачиваются государством. При этом исполнители - протезные предприятия - существуют в двух вариациях. В форме государственных протезных предприятий и в форме, собственно, частных предприятий. При этом большинство протезов являются импортными.

Наличие двух форм собственности в отрасли, где единственным покупателем является государство - это чистая и прекрасная дорожка к тому, чтобы пилить. И именно такую историю я вам сейчас расскажу. На примере этой истории хорошо видно ситуацию в отрасли в целом.

Есть такое чудесное предприятия. Львовский протезный завод - крупнейшее предприятие отрасли на западе Украины с рядом филиалов. Это государственное предприятие, которое теперь, “благодаря” перекосам в отрасли и отличному руководителю оказалось на грани краха.

Мы с коллегами провели собственное скромное расследование аферы, связанной с этим заводом, и выявили следующую цепочку событий. Буду краток, потому что более подробную картинку мы покажем, когда, наконец, добьемся расследования этой истории правоохранителями. А мы добьемся.

  1. В течении 2017 года ЛПЗ возглавлял некий господин Суязов Сергей Александрович. Который в 2016 году владел 50% долей в частном предприятии “Форвард - Орто”, которое по квед и уставу на 100% дублировало деятельность Львовского протезного.
  2. В 2017 году доля Суязова перешла его доверенному лицу Марату Мухаметову.
  3. И тут случилось удивительное. ЧП “Форвард - Орто” за один только 2017 год увеличило выручку в 5 раз. С 50 до 250 миллионов гривен (это, кстати, практически 20% всего национального протезного рынка).
  4. В тоже время на Львовском заводе начались задержки зарплаты, перебои с финансированием, а причиной тому - резкое падение количества заказов. Для понимания: долги по зарплате за январь 2018 были погашены… в июле 2018. То есть 6 месяцев люди зарплаты не видели.
  5. По итогам работы предприятия за 2 года (согласно данных аудита) выявлен целый ряд грубейших нарушений. Назову только две самые “вкусные” цифры. Сумма неэффективно использованных средств составила 8 миллионов 412 тысяч гривен. Сумма недополученной прибыли из-за низкой эффективности управления составила 4 миллиона 930 тысяч гривен. Нарушения на меньшие суммы - 1.5 миллиона, 100 тысяч, 10 тысяч - даже и упоминать не хочу. Отчет доступен в edata.
  6. А что там Суязов? А Суязов ушел с должности по собственному желанию и … перешел работать в ЧП “Форвард - Орто”. Никаких уголовных дел не последовало.

По опыту взаимодействия с чиновниками Минсоца и деятелями отрасли могу смело заявить: то, что такие ВНЕЗАПНЫЕ перетоки клиентов и финансов между государственным и частным предприятием, связанных одним ключевым лицом, были “незаметны” чиновникам министерства - фантастика.

Кроме того, в то, что отдельные чиновники Минсоца были в этом замешаны, говорит и ситуация в отрасли в целом. 5 июля этого года Минсоцполитики породил потрясающее письмо № 12771/0/2-12/58, в котором предписывает территориальным подразделениям соцзащиты следующее. Так как (по мнению министерства, но это не так) в 2017 году якобы все потребности в протезах были удовлетворены, новые протезы будут выдавать только тем, кто получил направление уже в 2018 году (а точнее - с 15 декабря 2017 года). То есть надо получить повторное направление, а значит и повторное подтверждение, что вам нужен протез (или замена изношенного изделия). Подписью под этим шедевром отметилась заместитель министра Ольга Крентовская.

Важно, что это письмо прямо нарушает норму Закона о пенсионном страховании. Где четко прописано, что люди с врожденными или иными необратимыми повреждениями получают инвалидность без необходимости “переоценки”. Естественно, письмо Министерства - не нормативно - правовой документ директивного характера, но в данном случае это незаконное и, по большому счету, преступное решение в форме "рекомендации" призвано прикрыть по факту катастрофу, которая наблюдается в протезной отрасли в сфере финансирования и взаимодействия Минсоцполитики,специализированного Фонда, протезных предприятий. Правда теперь от маразма страдают не только поставщики услуг, но и люди с инвалидностью. И эта катастрофа на 100% рукотворна и искусственна.

На сегодняшний день, 17 июля 2018 года, из 1,2 миллиардов гривен, предусмотренных на технические средства реабилитации (от протезов до колясок) профинансировано по факту 15-20%. С января до июня отрасль вообще не получала никакого финансирования. Поэтому надо прижать количество заказов, а для этого - данное нелепое и незаконное ограничение.

Ситуация повторяется не первый год. И каждый год таких "экспериментов" (я убежден в умысле, потому что есть явно заинтересованные лица) с финансированием и неадекватным управлением приводит государственные заводы к разрушению и банкротству с последующей вынужденной приватизацией. Потому что эти госпредприятия владеют землей в центрах крупных городов, готовой базой клиентов и т.д. А частные предприятия, которые работают на рынке честно, а не как львовская чудо-фирма, не могут развиваться.

Что в результате? Протезы получаются не вовремя или ненадлежащего качества. Люди на предприятиях не получают заработанные деньги. Государственные предприятия деградируют и натурально местами разваливаются на части. Многие здания госпредприятий - в глубоко аварийном состоянии. Частные предприятия или разоряются из-за кассовых разрывов по причине задержек платежей, или выживают, балансируя на грани. И все - от бездарного управления и желания влезть со своими мутками в такой важный рынок.

Зачем это делается? Старые дельцы, которые на рынке живут с 90х, очень хотят монополизировать рынок и отжать его под себя. У них не получается опять его зарегулировать до смерти. Поэтому они хотят выкинуть с рынка всех конкурентов, просто создавая преграды нормальной хозяйственной деятельности.

Что написать вместо вывода? Минсоц, завязывай. Мутить и лгать. Покрывать воров и аферистов.

Люди с инвалидностью заслуживают нормального отношения.

Работники заводов заслуживают получать зарплату. Вовремя.

Налогоплательщики имеют право знать, куда вы тратите их деньги.

Мы надеемся. что данная история привлечет внимание депутатского корпуса, руководства Кабмина и Минсоца к творящемуся беспределу и дичи. И, наконец, постыдная практика, когда одна из базовых социальных услуг государства остается полем манипуляций, коррупции и распила, будет прекращена.

Спасибо за внимание.

iu.bogdanov
Юрий Богданов

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація

Рекомендації