Здравствуйте, мои немногочисленные читатели! Массовый психоз вокруг пандемии продолжается, так что после масалы я снова возвращаюсь к теме эпидемий, чумы и всего прочего, что стало привычной темой для интернета в последний месяц. Но не совсем. Наткнулся я на днях на плейлист, который назывался что-то типа «чумное искусство». В нём автор собрал мрачняк от Джонни Кэша до Брайана Ино, пару готов, в общем всё, что про смерть, гроб-гроб-кладбище.

И вот что у меня есть сказать по этому поводу: называть дарк-треки «чумным искусством» — полная чушь, даже несмотря на корона-психоз. Потому хочу краешком зацепить как собственно «чумное искусство», так и дарк-музыку в сегодняшнем ликбезе. Для сравнения, так сказать. Но для начала песенка про Августина, которая имеет прямое отношение к сегодняшней теме.


Собственно, произведениями «чумного искусства» можно назвать картины, рассказы, песни и прочее, где течение и последствия эпидемии являются или центральным объектом повествования, или фоном для происходящего. Если говорить более глобально, Чёрная Смерть стала отдельной темой в творчестве на долгое-долгое время. Не основной, конечно же. Но достаточно заметной. Появлялись отдельные сюжеты, например, в живописи. Пляска Смерти, Смерть, играющая в шахматы — это всё оттуда, из ежедневных наблюдений свидетелей одной из величайших трагедий в истории человечества.

Помимо гениев своей эпохи, запечатлевших Чёрную Смерть как есть, в европейском фольклоре также остались следы чумы. Да ещё и как остались. Образы сверхъестественных персонификаций чумы, её предвестников, переносчиков выкристаллизовались именно в Средневековье. Тут вам и самые разные вариации на тему чумы-старухи с граблями / стрелами / свитком / ребёнком и нахцереры (мертвецы, поедающие собственную плоть), стрыги, а также прочая нежить и вампиры. Все эти персонажи жили в сказках, народных песнях, приметах и суевериях.

Однако говорить, что европейская культура благодаря чуме обогатилась только сверхъестественными образами и сюжетами, было бы абсолютно неверно. Появились сюжеты с «чумными историями» — когда главный персонаж действует в атмосфере чумного города, например. И это так или иначе влияет на него. Тут самое место вспомнить про «Либер Августин» — типичный сюжет, кстати говоря, для позднесредневекового городского фольклора. Бард и пьяница Августин напился, упал на улице и его выкинули на чумном кладбище, где он проснулся. Про это и песня.



Там, где есть фольклор, там есть и многочисленные художники и поэты-«народники», которые используют народные образы в своей творчестве. В принципе, их работы, где взяты за основу чумные темы, тоже можно отнести к чумному искусству. Так как это обработка уже готовых сюжетов и образов. Вспомним того же Шевченко:

Чума з лопатою ходила
Та гробовища рила, рила,
Та трупом, трупом начиняла
І «со святими» не співала,
Чи городом, чи то селом
Мете собі, як помелом,
Весна. Садочки зацвіли,
Неначе полотном укриті,
Росою Божою умиті,
Біліють. Весело землі:
Цвіте, красується цвітами,
Садами темними, лугами.
А люди біднії в селі,
Неначе злякані ягнята,
Позамикалися у хатах
Та й мруть.

Можно, не особо затрудняя себя поисками, накидать множество примеров чумных произведений. Однако такой цели я себе не ставил, потому просто подытожу: чумное искусство — это творчество как современников той или иной эпидемии, так и авторов, взявших за основу сюжеты и образы, сложившиеся во время эпидемий. На этом можно ставить точку и переходить к самым разным «дарк»-музыкантам.


Определившись с тем, что из себя представляет чумное искусство, попытаюсь определиться с тем, что из себя представляет дарк-музыка. По большому счёту можно разделить два типа дарк-музыки. По форме и по содержанию.

Говоря о форме, мы плавненько приезжаем к теме неодекадентства и их представителям. А именно — постпанкам (Джой Дивижн, Кью и иже с ними), дарк-вейв (Dead Can Dance), дарк-кабаре, дарк-эмбиент и всевозможным их производным. Здесь всё достаточно просто для понимания — берём исходную философию декадентов начала прошлого века с преобладающим духом упадничества, отрицалова, имморализма, кокаинового эстетства и накладываем на определённое звуковое сопровождение. По вкусу можно добавить акционизма на сцене. В зависимости от пристрастий автора получаем современную неодекадентскую музыку. Можно смело добавлять приставку «дарк-», не ошибётесь.


Помимо эстетствующих декадентов, есть авторы, которые также считаются дарк-музыкой, однако ничем особенным в музыкальном плане по большому счёту не отличающиеся. Яркий пример тому — готабилли, дарк-кантри, готик-американа и так далее и тому подобное. Здесь акцент на другом — на антураже исполнителей и на текстах. Когда внешний вид исполнителя соответствует текстам, это отлично, ИМХО. Тексты таких дарк-музыканов, опять же, являются производными, в которых по полной используются атмосфера, образы и сюжеты из прошлого, однако «прошлое» здесь — прошлое литературы и поэзии. И в этом прошлом есть три кита современных дарк-текстов.


Если текст "зашел" - поставьте звездочку рекомендаций

Статья написана для petrimazepa.com

konstantin.kachalov
Константин Качалов

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація

Рекомендації