Я не думаю, что стоит останавливаться на терминологии дабы объяснить, что же такое приватизация. Наверняка каждый человек, пройдя определенный отрезок жизни, сталкивался с процессом отчуждения государственной собственности в частную. Не смотря на продолжительность перехода Украины к пресловутым рыночным отношениям, которые должны сделать каждого украинца хозяином и собственником, приватизация остается трендовой темой каждых очередных выборов. Приходится слышать об убыточности госпредприятий, невозможности привлечения инвестиций, о том, что ни у кого в мире нет столько госсобственности, или о том, что госсобственность - это пережиток социализма и прочую, как бы это сказать мягче, чепуху. Украина, как государство переполнено крепкими хозяйственниками, заслуженными экономистами и заслуженными юристами (лично у меня их заслуги часто вызывают легкое недоумение) и экспертами, которые настойчиво рекомендуют продолжать приватизацию.

На данный момент основным законом регламентирующим приватизацию является ЗУ «О приватизации государственного и коммунального имущества» от 18 января 2018 года подписанный Петром Порошенко. Вот как изложена собственно цель приватизации в ст.2 этого документа:

«Основной целью приватизации является ускорение экономического роста, привлечение иностранных и внутренних инвестиций, уменьшение доли государственной или коммунальной собственности в структуре экономики Украины путем продажи объектов приватизации эффективному частному собственнику».

Примечательно, что новый закон пришедший на смену старому ЗУ «О приватизации госимущества» от 4 марта 1992 года претерпел некоторые изменения даже 2ст. имела совершенно иной окрас и ставила несколько иные цели приватизации, вот как она звучала:

«Основными приоритетами приватизации является повышение эффективности производства и мотивации к труду, ускорения структурной перестройки и развития экономики Украины.»

Кроме того 2ст. содержала принципы на основе которых осуществлялась приватизация, среди них такие казалось бы непостижимые для современного хорошо обученного в Украине человека как:

- предоставление гражданам Украины приоритетного права на приобретение государственного имущества;

- предоставление льгот для приобретения государственного имущества членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

- обеспечение социальной защищенности и равенства прав участия граждан Украины в процессе приватизации;

- приоритетного права трудовых коллективов на приобретение имущества своих предприятий;

- полного, своевременного и достоверного информирования граждан о порядке приватизации и сведения об объектах приватизации;

Очевидно, что трудовые коллективы, как, собственно и отдельно взятые обычные работники, специалисты и служащие просто отстранены от процесса приватизации и это понятно ведь у них нет толком денег! Кроме того невооруженным глазом видно, что новый Закон Украины вполне себе безапелляционно представляет государственную власть не эффективной в вопросах распоряжения собственности и видит залогом ускорения экономического роста именно приватизацию!

Ни для кого не секрет, что у Украины как государства есть друзья и… кто бы вы думали, ну конечно наши деловые партнеры. Один из наших главных деловых партнеров, правильно, МВФ. Представители МВФ приезжают в Украину обычно дважды в год и дают правительству свою оценку и полезные советы, которые, почему-то, оказываются обязательными к исполнению. Итак, МВФ тоже имеет свой взгляд на рост украинской экономики и не перестаёт выписывать свои рецепты. Вот один, еще достаточно свежий:

«Во многих случаях они (т.е. госпредприятия) являются источником коррупции, а порой и откровенных краж. Вместо того чтобы питать украинскую экономику, они высасывают ее соки».

И какое решение или какое лечение предлагается МВФ? Решение - сократить долю государственной собственности! На сегодняшний день в собственности государства находятся примерно 3500 предприятий, большая часть из которых демонстрирует стабильные убытки. И мне, и возможно моему читателю, интересно, почему же так происходит. Современное экспертное сообщество утверждает, что бизнес модели и корпоративное управление госпредприятий не отвечают вызовам нашего времени и нуждаются в модернизации, пардон, в приватизации!

Что же получается? Да все предельно просто. Запредельно умные, получившие образование и в Украине, и за рубежом государственные деятели настойчиво предлагают передать активы государства посредством аукциона в частные руки только проверенным и порядочным инвесторам, которых одобрит и допустит к торгам фонд госимущества. А что же останется государству??? Как что? Пассивы в виде школ, детских дошкольных учреждений, больницы (в том числе и для душевнобольных), почта, армия, музеи, историко-культурное наследие, заброшенные полураспущенные НИИ… (полный перечень балласта читать в ст.4 упомянутого выше ЗУ). Несложно понять, что для эффективного развития Украины предложено отдать оставшееся госимущество «крепким хозяйственникам», оставив за государством лишь расходы на армию, пенсионное обеспечение, медицину, образование и т.п. За какие средства государство будет выполнять свои функции и формировать бюджет спросите вы. Ответ прост - за налоги!

Интересна структура налогов в нашей стране. Если бы не ненавистный всеми НДС, дающий около 40% доходов в бюджет, то государство давно бы обанкротилось! Субъекты большого бизнеса любят говаривать, дескать: «Мы столько платим в бюджет, а сколько они платят?» (я имею в виду налог на прибыль). Ответ: 8-11% доходов бюджета. То есть десятая часть доходов бюджета - это пресловутые налоги бизнеса, а не слишком щедрые господа «эффективные собственники»? А может государство вместо обещанных налогов должно и вправе претендовать на прибыль госпредприятий???

Часто можно слышать мнение, опять же упомянутых ранее экспертов, что в развитом мире все в частных руках. Да ну! Возьмем, к примеру, Францию, унитарную республику президентского типа (5-я в мире по объему ВВП): страна индустриальная, высокотехнологичная, аэрокосмическая и так далее. Что же у них с госсобственностью? По разным подсчетам и из разных источников известно, что доля государственного сектора экономики составляет 50-60%! Ого! А как же вечный поиск «эффективного собственника»? Оказывается, французское правительство сформировало квалифицированный, предсказуемый и гибкий менеджмент, который доказывает, что государство способно и, я думаю, должно быть самым эффективным собственником в стране. Можно упомянуть и Норвегию, страну с достаточно высокой долей госсобственности. Вместо того, чтобы демонстрировать убытки, Норвегия имеет высокодоходные госпредприятия, акции которых на торгуясь на биржах, приносят внушительные дивиденды в казну страну вместо беспощадного поглощения дотаций и субвенций из бюджета.

Кто-то возразит мне, ведь, скажем, в Швеции доля госсобственности составляет около 10%. Что тут скажешь? Есть разные модели экономики. Только в корне неверно оправдывать преступную халатность менеджеров госпредприятий, которые в сговоре с профильными министерствами попросту разворовывают бюджет, прикрываясь цитатами из основ рыночной экономики 1992 года, где инвестор (у нас он в основном из Кипра) представлен в образе мессии, способный остановить Армагеддон, точнее экономический коллапс или дефолт.

Нет неэффективного государства. Есть лишь узаконенная преступность и, подчас, безграничная алчность, оправдание которой невозможно придумать.

litmax
Максим Литвинов

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація

Рекомендації