site.ua
sandbox

"Евразийцы" вот хвалятся своим чувством простора, что им в Европе тесно. У нас мол - свобода, просторы вон какие, иди, куда хочешь, делай, что хочешь, зачем нам эта ваша демократия и права человека?

И не понимают, что заселяли бескрайние просторы, которыми они гордятся, в основном те, кто бежали от власти батюшки-царя, бояр и церкви. Сибирь и степную зону колонизировали первыми те, кто не мог решиться на открытый бунт (а с покорением Сибири Ермаком Тимофеевичем вообще отдельная история - он это делал не по своей воле даже, а по приказу царя). Потом власть добиралась и туда - в первую очередь за счет того, что там устраивали места заключения. Остроги, каторжные промыслы, поселения ссыльных и т.д. Люди шли еще дальше - нарываясь на не всегда доброжелательное местное население (вон чукчи вообще до середины 19 века даже регулярную армию местами побеждали, про то, что творилось на Северном Кавказе - и так все в курсе), зверей (с медведем в тайге встретиться было - раз плюнуть, а за Байкалом или на берегах Каспийского моря уже начинали встречаться и тигры) и вообще погодные условия. И за ними шла власть - с каторгой, крепостным правом, цензурой и прочими вещами. Конечно, целевая колонизация и всякие научные экспедиции тоже были. Но они имели реально гораздо меньшее значение, чем бегство от произвола и идущий по пятам этот же произвол. И так аж до самого Тихого океана.

Такова была цена этого самого "простора". И, да, в Европе тоже был не сахар - оттуда тоже люди уезжали в колонии, чтоб не работать по 12 часов на заводах "за еду" в период "дикого капитализма". Но там их хоть не преследовали "дыба и кнут".

А теперь я вам расскажу о великой русской культуре. Те, кто говорит о ее "величии" и не отделяют культуру от государства - просто не понимают многих вещей.

Главная черта всего российского культурного процесса в том, что по большому счету, он был реализован не благодаря, а вопреки власти. Особенно это касается литературы Например, известного в свое время одописателя и поклонника монархии Державина помнят сейчас единицы. Зато "наше все" Пушкин всю свою недолгую поэтическую жизнь подвергался цензуре. И главным его цензором был сам государь Николай Павлович Романов. По-другому там быть просто не могло. Даже когда писатели имели высокий социальный статус - как посол в Персии Грибоедов или статский советник Тютчев - это угнетение все равно чувствовалось. А "отпустили" литературу в свободное плавание уже под самый конец Российской империи, уже после смерти Достоевского, Толстого и т.д. Эта короткая, но яркая вспышка и получила название - "Серебряный век". Символизм, акмеизм, футуризм, неоклассика. А потом - 1-я мировая война, Февральская революция, Октябрьская, гражданская война. И снова тот же цикл с цензурой и репрессиями - начиная с расстрела Гумилева и самоубийств Маяковского и Есенина. В результате получился абсолютно убогий соцреализм, который не имел ничего общего с левым искусством, но был очень похож на то, что одобряла цензура в Российской империи (и да, я сам удивляюсь,как на первых порах советская цензура пропустила в печать "Котлован" Платонова). Когда Есенин писал "Черного человека" - он предчувствовал, что будет с культурным процессом при Сталине. То же самое - театр и особенно кино. Попробовал бы тот же Эйзенштейн снять что-то не то - мигом бы отправился на Соловки. Или, например, изобразительное искусство - одни рабочие, крестьянки и красноармейцы. В монументально-убогом стиле "соцреализма". За любой "футуризм" наказывали - даже при Российской империи не было такого, чтоб наказывали за манеру изображения.

Поэтому, за исключением архитектуры и частично - кино, "величие русской культуры" не имеет ничего общего с "величием российского государства" . Там культура всегда была оппозиционна государству, как то ни пыталось поставить ее на службу. Поэтому, дорогие мои евразийцы, читаем "наше все" Пушкина и не выпендриваемся с империализмом и ненужностью демократии. Вы б еще крепостное право и работорговлю восстановили.

...И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим...

max.pobokin
Max Pobokin

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація

Рекомендації