Этот текст является неформальным открытым обращением к научному комитету (НК) Национального совета Украины по вопросам развития науки и технологий. Надеюсь высказанные здесь идеи поддержат не только мои коллеги-ученые, но и просто люди, неравнодушные к будущему науки в Украине.
То, что украинская наука находится в глубокой… в общем в кризисе, знают, пожалуй, все. Одна из основных причин этого — кошмарное бюджетное недофинансирование, которое в последние несколько лет стало настолько критическим, что НАН Украины уже несколько лет вынуждена работать 3-4 дня в неделю и не может толком платить за отопление. В университетах с финансированием науки дела обстоят не менее плачевно.
В то же время, платить сполна из бюджета огромной армии псевдоученых, имитаторов и плагиаторов, которые заполонили украинское научное сообщество, тоже нельзя. Они плодятся как кролики и на их прокорм уже не хватает никаких ресурсов. Кроме того, финансирование даже вполне нормальной науки постоянно страдает из-за непрозрачности и «договорняков» внутри академий и университетов.
Тут нужно сделать небольшое отступление для тех, кто не в теме и пояснить, что финансирование науки во всех приличных странах делится на базовое и конкурсное.
Сейчас в Украине базовое финансирование науки не дотягивает до 70% от необходимого, а конкурсного де-факто нет вообще. Суммы отечественных грантов настолько смехотворны, что многие ученые на них вообще не подаются — больше на бумагу потратишь, чем потом получишь.
Выходом из этого тупика является коренное реформирование финансирования науки, которое предусмотрено новым и весьма прогрессивным «законом про науково-технічну діяльність», принятым с боями в 2015 г. Этот закон предусматривает постепенное увеличение общего бюджета на науку до приемлемых величин и создание Национального фонда исследований — единой структуры, которая будет распределять конкурсное финансирование всем ученым, независимо от их регалий и ведомственной принадлежности.
И вот тут начинается самое интересное. Принципы работы этого фонда пока еще не выработаны. Их сейчас разрабатывает Науковий комітет (НК) Національної ради України з питань розвитку науки і технологій. От того, что будет заложено сейчас, зависит либо выход науки в Украине из штопора и ее дальнейшее развитие, либо полное уничтожение научной сферы и ее окончательная подмена плагиаторами, имитаторами и карго-культом.
Еще раз подчеркну, что все описанное ниже касается только конкурсного финансирования, а не базового.
Как сейчас: система «сверху вниз»
На бумаге в Украине существует конкурсное финансирование науки, но де-факто большинство конкурсов чисто формальны. Поскольку конкурсы объявляются самими распорядителями бюджетных средств (МОН — среди университетов, НАН и отраслевые академии — внутри себя), то, как правило, с самого начала известно «под кого» объявлен конкурс, и кто его выиграет.
Происходит это примерно так. На «высшем уровне» выбираются некие «стратегические направления» на которые планируется пустить львиную долю заложенных в бюджете денег. Эти направления активно лоббируются заинтересованными людьми. Далее в рамках направления объявляется некая «приоритетная государственная программа», название и содержание которой было оговорено в кулуарах «уважаемыми людьми». Ну а дальше эти «уважаемые люди» просто делят между собой финансирование.
Нет, деньги не отмываются и не уходят в офшоры. Просто они доходят не до тех ученых, кто этого действительно наиболее достоин, а до тех, кто ближе к «уважаемому начальству». Такой конкурс является профанацией т. к. его итоги заранее известны.
Тем ученым, которым не повезло работать под крылом «больших дядь», приходится натягивать сову на глобус — они должны хоть чучелом, хоть тушкой подстраиваться под тематику объявленных программ т. к. вне этих программ никаких денег просто нет. Авось хоть какие-то крохи от барского стола перепадут.
Ни к чему хорошему все это, естественно, не приводит.
Сама по себе идея выделения приоритетных направлений развития науки кажется довольно логичной. Государство не может тратиться на все сразу и должно концентрироваться на каких-то определённых стратегических целях. Однако проблем тут сразу несколько:
Приведу пример (чисто гипотетический, для иллюстрации). Приходит большой аграрный академик и продавливает государственным приоритетом селекцию кукурузы, которой он сам и занимается много лет. Объявляют конкурс, все деньги ожидаемо уходят к нему. Только вот беда: сам академик бесталанный функционер-администратор, а его исходные сорта неконкурентоспособны и наголову проигрывают зарубежным аналогам. Сколько бы ему денег не дали — не создаст он за пару лет конкурентный сорт, поскольку нет ни людей, ни таланта, ни хороших наработок. В то же время есть группа талантливых молодых ребят, которые на энтузиазме делают великолепные сорта яблок, превосходящие всех конкурентов. Они не получат ничего т.к. все деньги брошены на кукурузу. В итоге в кукурузу вложены колоссальные государственные средства, но она как была полным отстоем, так и осталась. Прорывные сорта яблок до ума не доведены т. к. конкурса на яблоки не объявляли. Академик и его бездарная команда в шоколаде, страна в проигрыше, молодые ученые плюнули и дружно уехали выводить яблоки в Китай.
Примерно так оно сейчас и работает: конкурсных денег не только очень мало, но и получают их только те, «кому положено». Ученым, которые не приближены к начальству и которым «не положено», легче выиграть зарубежный грант, чем отечественный. Научная квалификация, качество публикаций и перспективность разработок на шансы получения конкурсного финансирования в Украине практически никак не влияют.
Как должно быть: система «снизу вверх»
Существует и диаметрально противоположная система финансирования - «bottom-up» («снизу вверх»). Она предполагает, что конкурсное финансирование не имеет никакой «спущенной сверху» тематики – на конкурс подаются проекты из любых областей. Конкурсы делятся не по тематике или ведомственной принадлежности, а либо на «фундаментальные» и «прикладные», либо по возрастным категориям – для аспирантов, для молодых ученых, для зрелых ученых и т. д.
Все поданные проекты анализируются и разбиваются на секции (физика, медицина, общественные науки и т.п.), для которых создаются экспертные панели из профильных специалистов. Важно то, что эксперты оценивают каждый проект отдельно по заранее известным критериям качества (новизна, проработка, перспективность, опыт авторов, уровень их публикаций и т.д.), а не выбирают из них «победителя» каким-то непрозрачным образом. В итоге все проекты из всех областей снова сводят в единую кучу и ранжируют по полученным оценкам. Первые надцать проектов получают финансирование.
В чем преимущества такой системы:
В краткосрочной перспективе такая система позволит сохранить в Украине те научные коллективы, которые поддерживают высокий мировой уровень исследований. Их перестанут выдавливать за рубеж лоббированием левых «приоритетных тематик» и дадут возможность хоть немного развернуться. С другой стороны, местечковые псевдоученые, публикующие пургу в локальных университетских вестниках, будут гарантированно в пролёте и лишатся стимула продолжать свою имитационную деятельность.
Очевидным минусом является то, что «поднять с нуля» какую-то область науки, в которой уже не осталось (либо изначально не было) сильных специалистов такая система не может. Но от неё этого и не требуется. У нас сейчас ситуация как при пожаре в музее — вынести все экспонаты мы не успеваем. Надо спасти хотя бы то, что имеет наибольшую ценность. После того как пожар будет потушен (общий уровень финансирования науки станет хоть мало-мальски адекватным) можно будет заниматься реставрацией того, что пострадало.
Отдельный вопрос — что делать, чтобы внутри экспертных панелей не было кумовства и договорняков. Для этого нужно, во-первых, не делать панели слишком узкими, чтобы в них не формировалась замкнутая «мафия». Во-вторых, все оценки и сами проекты должны быть полностью публичными и открытыми. В-третьих, хорошо бы установить в таких комитетах квоту на независимых иностранных специалистов — эта методика отлично себя зарекомендовала при формировании самого НК.
В университетах и академиях много прогрессивных академиков и ректоров, которые прекрасно понимают, что без внедрения системы «bottom-up» не обойтись. В то же время много и тех, кто при этой системе лишится уютно насиженных потоков и поэтому оказывает ей бешеное сопротивление. В целом ситуация вполне однозначна: сильные ученые, работающие на мировом уровне, в основном за эту систему, а имитаторы и «нули» — резко против.
Где это применяется?
Система ”bottom-up” весьма популярна. По ней работают, например:
Это только те, которые обнаружились в ходе поверхностного гугления. Наверняка есть и другие (за пределами Европы, например, я вообще не искал).
Я хочу публично обратится к НК с просьбой, которую, уверен, поддержат многие: поставьте, наконец, финансирование науки с головы на ноги! Внедрите в Украине систему ”bottom-up”, которая прекрасно зарекомендовала себя в Европе.
От этого стратегического решения во многом зависит будущее нашей страны, как бы пафосно это ни звучало.
Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам
вхід / реєстрація