• 6 років тому
  • Наука
  • 50 385
  • 4 607
  • 15
  • 21

Начну я, пожалуй, со странного списка:

  • «Теорія і методика професійної підготовки майбутніх учителів початкової школи на засадах порівняльної етнопедагогіки»
  • «Теоретичні і методичні засади підготовки майбутніх фахівців соціоекономічних спеціальностей до безпеки життя і професійної діяльності»
  • «Теоретичні і методичні засади формування професійно-мовленнєвої культури майбутніх фахівців фізичного виховання»
  • «Теоретичні і методичні основи формування валеологічної компетентності майбутніх учителів у процесі фізичного виховання»

Если это показалось вам каким-то бессмысленным набором слов, то устыдитесь своего невежества! Это — темы защищённых докторских диссертаций по педагогике, которые недавно утвердила коллегия МОН. Авторы этих работ получат звание докторов наук, респект, уважуху и пожизненную добавку к зарплате. Только за один последний месяц было утверждено 15 таких диссертаций. За первое полугодие 2016 г. по педагогике в Украине было защищено 72 докторских диссертации, а по физике, математике, химии и биологии в сумме — 47. Выходит, что для Украины педагогика является более важной, чем все традиционные естественные науки вместе взятые!

Если кто не знает, то докторская диссертация - это вам не студенческий реферат. Это большая научная работа, которая должна "закрывать" некоторую достаточно глобальную для выбранной отрасли науки проблему. Это крупное продвижение вперед в определенной области фундаментальных знаний или прикладных технологий.

С таким количеством прорывных научных достижений украинская педагогика давно должна быть впереди планеты всей, а успехам наших педагогов должны тихо завидовать Гарвард и Оксфорд. На самом же деле наше образование находится в глубокой заднице, нормальных учителей нет, учебные программы никуда не годятся, а в педвузы берут чуть ли не любого дурачка с улицы. Что-то тут явно не сходится. Давайте разбираться.

Есть такое эмпирическое наблюдение — «закон сохранения сложности». Оно гласит, что чем более сложной наукой занимаются ученые, тем проще и нагляднее они формулируют свои результаты. И наоборот — чем тривиальнее и незамысловатее наука, тем более громоздкими и переусложненными становятся ее формулировки. Люди не хотят признаваться, что занимаются чем-то достаточно простым и всячески пытаются пустить пыль в глаза, пряча свои тривиальные, в общем то, результаты в совершенно бессмысленных наукообразных словесных конструкциях.

Педагогика — типичный пример этого правила. По-сути педагогика — это очень узкая дисциплина. Она занимается только тем, как более эффективно учить людей уму-разуму (в основном в учебных заведениях). Объект изучения в педагогике аж один — люди, которых надо чему-то обучить. Методы этой науки — сугубо описательные. В педагогике нет глобальных вселенских проблем или каких-то нерешенных фундаментальных вопросов — это небольшая, чётко очерченная прикладная область.

Теперь сравните, например, с биологией. Объекты изучения биологии ошеломляюще разнообразны — это отдельные молекулы, клетки, органы, организмы, биологические виды, популяции и биосфера всей планеты в целом. Применяемые методы не менее разнообразны — от атомно-силовой микроскопии и генной инженерии до космической съемки и суперкомпьютерного моделирования. Глобальных нерешенных проблем — вагон (от происхождения жизни на Земле до замедления старения, заморозки астронавтов для полетов к Марсу, воссоздания вымерших организмов по их ДНК и разработки лекарств от рака).

Чувствуете разницу масштабов? С одной стороны — лекарства от рака, генная инженерия и сохранение биосферы целой планеты (21 докторская диссертация), а с другой — чуть более улучшенная программа преподавания сольфеджио в музыкальных школах (72 докторские диссертации). Как-то оно странно, согласитесь.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что педагогика не нужна. Я просто хочу сказать, что это маленькая дисциплина с сугубо практическим уклоном. В ней просто мало материала для научных изысканий и очень много административной и организаторской работы. Все это составление учебных планов и программ, переписывание и утверждение учебников, впихивание невпихуемого в расписание и т. п. - это обычная рабочая рутина, не имеющая ни малейшего отношения к научному поиску.

Говоря по-простому — нету в педагогике такого количества научных проблем, чтобы защищать сотни докторских диссертаций каждый год! А раз их нет, то мы высосем их из пальца. Делается это элементарно, следите:

  1. Находим какую-то третьестепенную частную проблему. Например — учителя физкультуры плохо владеют английским языком.
  2. Объявляем ее очень-очень важной глобальной проблемой: «плохое знание иностранного языка учителями физической культуры и спорта является важнейшей нерешенной проблемой в области комплексного владения сущностными компетентностями всех субъектов учебного процесса в общеобразовательных школах». Эта фраза — полнейший бред и бессмыслица, но звучит очень солидно и наукообразно. Я вам таких бессмысленных формулировок могу сотни сгенерировать за пару минут, обращайтесь если что.
  3. Включаем бредогенератор и пишем сотню-другую страниц наукообразной ахинеи, состоящей из подобных фразочек. Для правдоподобия вставляем куски из учебников и каких-то совершенно левых философских трактатов (на часть из них можно «забыть» сослаться, выдав их за свои умные мысли). Переводим гугл-транслейтом части подобных же бредовых работ российских коллег и втыкаем их в текст (можно без ссылок). Что именно написано — совершенно не важно, главное чтобы все это было максимально запутанно, наукообразно и с множеством странных терминов.
  4. Аналогичным образом фабрикуем нужное количество бессмысленных текстов для «научных статей» и публикуем их в платных мусорных журналах и локальных университетских мурзилках, где нет никакого рецензирования.
  5. Башляем кому надо по таксе и защищаем диссертацию, профит!

Возьмите любую тему из списка, который приведен в начале статьи, и попробуйте понять какую «большую научную проблему» решает эта работа. Ну, например, эта: «Теоретичні і методичні засади формування професійно-мовленнєвої культури майбутніх фахівців фізичного виховання». Знаете как это переводится на понятный? «Как отучить физруков матюкаться на уроках». Эта «проблема» настолько узкая и настолько малозначимая, что вообще непонятно как кому-то могло прийти в голову раздуть ее до докторской диссертации! Мантра «теоретичні і методичні засади», которая повторяется в названиях практически всех работ по педагогике, - это просто наукообразное заклинание, не несущее никакой смысловой нагрузки. Никакой «теории» в воспитании культуры речи у студентов-физруков быть не может — это же не ядерная физика.

Если продолжить аналогию с биологией, то тема подобной работы звучала бы так: «Влияние стирального порошка, используемого для стирки полотенец, на качество вытирания пробирок лаборанткой Галей». Абсурдность такой темы для докторской всем очевидна, но если переписать ее наукообразным канцеляритом, то будет уже что-то очень солидное и внушительное: «Теоретические и методические основы выбора поверхностно-активных амфифильных детергентов для обработки текстильных материалов, предназначенных для очистки поверхностей лабораторного оборудования отдельными категориями авторизованного научно-технического персонала: профессиональные и гендерно-социальные аспекты». Вот так это и работает — закон сохранения сложности в действии.

Если вы думаете, что педагоги сами все это придумали, то не обольщайтесь. Корни подобной имитационной пурги лежат в такой замечательной научной дисциплине как «основы марксистско-ленинской философии». Вот там при совке было настоящее раздолье имитаторам и переписчикам цитат из классиков. Не отставали и советские юристы, экономисты и прочие гуманитарии в плохом смысле этого слова. После распада союза значительная часть этой шушеры переквалифицировалась в педагоги и свято хранит традиции совкового очковтирательства по сей день, передавая ее своим последователям. Нынешний бессменный президент НАПНУ при совке работал помощником заведующего идеологическим отделом ЦК КПСС в Москве (люстрация? не, не слышали). Согласитесь, это многое объясняет.

В сухом остатке мы имеем грустную картину. Педагогика у нас уже давно превратилась в токсичную коррупционную кормушку и чёрную дыру по производству липовых диссертаций. Даже если какие-то научные подходы в настоящей педагогике и используются, то это не про Украину — у нас страна победившего лептонного бога. Количество защищаемых диссертаций по педагогике не лезет ни в какие разумные рамки. Проблематики на такое количество научных работ в педагогике просто нет в природе, практически все они — профанация, плагиат и лженаука.

Самое страшное, что эта система замкнута сама на себя и самоподдерживается. Липовые диссертации по педагогике проходят через липовое рецензирование такими же липовыми докторами, которые сидят в липовых спецсоветах и выдают им липовые хвалебные отзывы. Все это делается не совсем бесплатно, ну вы понимаете. МОН покрывает этих имитаторов и делает вид, что никакой проблемы нет. Все правовые механизмы борьбы с профанацией и плагиатом намеренно уничтожены и даже громкие публичные разоблачения, как в случае с Катериной Кириленко, не возымели абсолютно никакого действия.

То, что мы видим, - это победа «имитационной педагогики» над здравым смыслом в отдельно взятой стране. Это самая настоящая катастрофа, которая угрожает не только науке и образованию. Подобные самоподдерживающиеся сообщества проходимцев и имитаторов — это раковая опухоль, которая будет разрастаться, пока не убьёт весь организм.

Можно ли что-то с этим сделать? Можно, но для этого нужна мощная политическая воля и чёткое понимание проблемы на уровне кабмина и парламента.

Как минимум нужно провести полный независимый аудит научной деятельности НАПНУ и всех педагогических университетов с привлечением иностранных специалистов т. к. внутри страны незаангажированных экспертов по педагогике просто нет. Нужно инициировать проверку на плагиат и псевдонауку всех диссертаций по педагогике, защищённых за последние 5-10 лет — это могут спокойно сделать ученые из других областей. Все липовые степени нужно оперативно аннулировать (для чего нужно менять законы и подзаконные акты МОН, которое сейчас полностью закрыло такую возможность ради прикрытия высокопоставленных плагиаторов).

До завершения аудита и чистки авгиевых конюшен, людям со степенями по педагогическим наукам, нужно запретить преподавать что-либо кроме самой педагогики чтобы они не распространяли своё токсичное влияние на другие дисциплины, где тотальная имитация еще не стала нормой.

Наконец, необходимо поставить вопрос о целесообразности существования академии педагогических наук как таковой. В отличии от НАН и отраслевых академий, НАПНУ не имеет ни долгой истории ни внятных причин своего создания. Ее учредили сразу после развала союза в 1992 году по предложению группы «гуманитарных академиков», которым, видимо, очень хотелось порулить самим, а не быть частью НАН. Сами понимаете — отдельная строка в бюджете, отдельная иерархия чинов, сам себе удельный князь, вот это все. Практического смысла создание НАПНУ не имело — при союзе без нее совершенно спокойно обходились, а мировая практика говорит, что независимая Украина обошлась бы еще успешнее. Действительно, аналоги нашей НАН есть в очень многих странах мира. Отсутствие национальной академии наук (в той или иной форме) — редкое исключение в мировой практике. А вот отдельных педагогических академий нет практически нигде в мире (кроме России и Казахстана), и никаких проблем это нигде не создает. За 25 лет своего существования НАПНУ не сделала ничего полезного для системы образования. Наоборот, она всех просто задолбала бесконечными бессмысленными реформами и изменениями ради изменений. Если не верите мне, спросите любого школьного учителя или методиста — он вам в лицах распишет всю безмерную «пользу» от НАПНУ. Тот небольшой объем реальной научной работы, который есть в педагогике, может спокойно выполняться парой отделов любого гуманитарного института НАН, куда можно переселить всех адекватных ученых-педагогов (поверьте, их будет совсем немного, дай бог чтобы на два отдела набралось), а административно-бюрократическая работа по «обеспечению учебного процесса» - это вообще не задача для академии, этим должны заниматься профильные чиновники МОН.

К сожалению никаких предпосылок к этому светлому будущему у нас нет и близко — педагогов-имитаторов холят и лелеют в МОН, плагиаторша и псевдоученая Кириленко спокойно остается на своей должности, НАПНУ сполна финансируется из госбюджета, каждый месяц защищаются десятки совершенно бессмысленных имитационных диссертаций по педагогике, раковая опухоль растет...


Нормальные ученые всеми руками и ногами поддерживают идею полного аудита всех научных организаций и проверки качества их научных работ и диссертаций — им нечего бояться. А вот липовые «ученые», в том числе и «доктора имитационно-педагогических наук», от этого впадают в натуральную истерику и всеми силами пытаются затормозить процесс реформирования научной сферы Украины. Помните об этом, когда в очередной раз будете читать о том, что реформы науки буксуют.



Статистика по защитам диссертаций, использованная в статье, доступна тут.

yesint
Семен Єсилевський

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація

Рекомендації