Последние дни все не на шутку взбудоражены данными образовательного теста PISA, который в этом году впервые проводился в Украине. Этот тест оценивает знания 15-летних школьников в чтении, математике и естественных науках. Полученные результаты потом сводятся вместе по всем странам участникам.
К удивлению многих, оказалось, что украинские школьники на фоне общемировых трендов находятся где-то ближе к плинтусу. Собственно, учителя и ученые знали об этом уже давным-давно, просто в коллективном бессознательном до сих пор очень силен миф о том, что наше школьное образование чуть ли не лучшее в мире. Может оно таким и было 30 лет назад, но это давно в прошлом. Сейчас мы находимся на уровне стран "второго мира" с устойчивой тенденцией к скатыванию в третий.
Про тенденции и рефлексию по их поводу лучше почитайте у Антона Сененко, а я хочу поговорить о другом.
Одним из самых интересных графиков в результатах PISA является вот этот.
На нем на горизонтальной оси показаны расходы на одного ученика на весь период его школьного обучения в долларах, а по вертикальной - результаты разных стран в тестах на чтение.
На графике проведена некая аппроксимирующая линия, показывающая тренд повышения качества образования с ростом затрат на него. Если страна выше линии, то вложение денег эффективно, если ниже - не эффективно. В Украине, вроде бы, расходование средств даже очень эффективно - мы значительно выше линии. У нас весьма хреновые результаты, но и денег мы тратим очень мало, так что вроде как выглядит пристойно.
На самом деле, нифига подобного!
Первая проблема этого графика в том, что показаны только официальные расходы на образование, бюджет, говоря по-простому. А у нас, как всем известно, огромные средства тратятся во-первых на репетиторов, а во-вторых на поборы, взятки, подарки и "благотворительные взносы" в школах. Общая сумма этих неучтенных тут расходов, по разным оценкам, сопоставима с бюджетным финансированием школьного образования. Т.е. расходы надо помножить на два и точка для Украины уедет далеко вправо и уйдет из "очень эффективной" зоны.
Во-вторых сама методика анализа на этом графике совершенно кривая. Четко видно, что три страны - Катар, Бруней и Люксембург - очень сильно выбиваются из общего тренда. Они тратят просто несусветно много, но имеют при этом очень плохие результаты. В Катаре и Брунее это не удивительно. Это малюсенькие нефтяные автократии, где деньгами можно обклеивать стены, а образование в основном религиозное. Очевидно, что их надо из анализа выкидывать т.к. больше в выборке подобных стран просто нет. Что случилось с Люксембургом - непонятно, но его тоже надо исключать из анализа как явный outlier - выбивающееся из тренда значение, которое в статистике следует изымать из выборки.
Далее, мы четко видим, что даже на глаз страны групирруются в два "облака" точек - одно внизу слева (страны третьего мира) и одно выше справа (благополучные страны). Очевидно, что считать общий тренд по ним несколько тупо.
Я решил посчитать по-человечески. Во-первых я провел кластерный анализ - процедуру, позволяющую объективно разбить все страны на компактные кластеры. Кому интересны детали - делался аггломеративный кластерный анализ с объединением типа "ward" на нормированных по обеим осям данных и метрикой по эвклидовому расстоянию.
Вот что получилось:
Четко видно, что все страны распались на три кластера:
Мораль:
В любом случае надо очень осмотрительно интерпретировать данные PISA, наивный анализ "в лоб" будет показывать очевидную фигню, вроде высочайшей эффективности расходования средств на образование в Украине.
Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам
вхід / реєстрація