site.ua
sandbox

Уже месяц мы живем в 20-е годы. За эти два десятилетия прошедшие с начала века время когда к сериалам относились в основном как к сомнительному развлечению для скучающих домохозяек окончательно прошло.

Большие режиссеры и большие истории давно перебрались на маленькие экраны.

В сегодняшнем изобилии качественного контента легко можно потеряться и пройти мимо чего-то по-настоящему стоящего.

На прошлой неделе стартовал третий сезон немецкого «Вавилон-Берлин», сериала который, на мой взгляд, пропускать категорически не следует.

О том почему это не просто отличное шоу, но еще исторически интересное и культурно значимое произведение, по мере сил расписал в livejournal после завершения второго сезона. Самое время выложить пост и здесь.

"Обожаю Берлин!" – прокричал перед смертью герой Джеймса Макэвоя в финале прекрасной «Атомной блондинки».

Эти же слова, судя по интервью, двигали и трио прославленных немецких кинематографистов, когда они брались за создание сериала, впоследствии ставшего самым масштабным шоу не только в истории немецкого и европейского TV, но и самым дорогим неанглоязычным сериалом вообще.
Забегая наперед скажу, получилось нечто абсолютно фантастическое.
Наполненный драйвом «Ревущих 20-х», атмосферой декаданса и тотального безумия,пропитанный сексом, морфием, насилием и политикой…, по-хорошему условный и комиксовый портрет Германии времен Веймарской республики.

Вот ниже прекрасная нарезка из сериала. Чтобы сэкономить время можете просто ее посмотреть, и, думаю, тут же, без промедления поймете, что проходить мимо «Вавилона» категорически нельзя. Ну а если ролика окажется мало, то тогда уже можно читать и текст. Настрочил, безусловно, много но местами, надеюсь, может быть даже будет интересно.

1929-й год. Из родного Кёльна в отдел нравов берлинской полиции переводится детектив Гереон Рат.
Переводится не просто так, у Рата деликатная, негласная миссия, ему нужно найти пленку с порнофильмом компрометирующим влиятельного Кёльнского политика. Дело деликатное настолько, что о нем не в курсе даже новый напарник Рата, опытный и брутальный берлинский коп - Бруно Вольте.
Тем временем в надежде получить дневную подработку секретаршей ежедневно порог полицейского управления обивают десятки девушек. Самая пробивная и амбициозная среди них – Шарлотта Риттер, умудряется осесть в убойном отделе...
А еще в истории есть таинственный поезд полный то ли химического оружия то ли золота, армянская мафия, милитаристская организация военных реваншистов – «Чёрный рейхсвер», троцкистское подполье, порнографы, кабаре, коммунисты, наркоманы… и еще столько всего, что перечислять смысла нет, надо смотреть… настоящий Вавилон.

Создатели сериала, Ахимом фон Боррисон и Хендрик Хандлёгтен еще с начала двухтысячных хотели нырнуть в эту насыщенную атмосферу Веймарского Берлина, но не было подходящей истории. Идеальный материал нашелся чуть позже когда к ним присоединился Том Тыквер с идеей экранизировать серию криминально-исторических романов Фолькера Кутчера.

Цикл бестселлеров Кутчера, на сегодня насчитывает уже семь романов о Гереоне Рате, плюс приквел.
Оба выведших в2017-м году сезона экранизируют лишь первый роман цикла – «Der Nasse Fisch / Мокрая рыба», в англоязычном издании книга называется уже «Babylon Berlin», экранизация ожидаемо также.

Фолькер Кутчер изучавший в университетах Вупперталя и Кёльна немецкую филологию , философию и историю весь свой багаж знаний использует тут на полную. Судя по рецензиям, литературная серия это не только отличное криминальное чтиво, но и скрупулезно проработанное полотно, в котором персонажи и сюжеты автора плотно окружены реальными историческими событиями и фигурами. Плюс ко всему, написана эта красота в лучших традициях классических нуаров.
По словам автора, ориентировался он на Раймонда Чандлера и весь американский нуар в целом.

В общем, литературная основа сериала это крепкий исторический нуар, наполненный проработанными деталями и выполненный в антураже и атмосфере Берлина конца 20-х.

Сериал, взяв роман за основу, возводит эти самые атмосферу и антураж уже в ранг полноценных персонажей.
И вот тут, чтобы было понятнее чем шоу мне настолько понравилось и почему рекомендую его немедленно смотреть, вынужден сделать небольшое культурологически-историческое отступление и написать о контексте, о эпохе и обо всей этой уже упомянутой, безумной атмосфере Берлина. Безумной – буквально.

Веймарская республика (1919 - 1933) - государство образованное в результате унизительного военного поражения в самой чудовищной и кровопролитной войне которую на тот момент знало человечество.
С одной стороны - совершенно потерянное, фрустрированное и глубоко потрясенное общество, весь старый мир которого рухнул. С другой - ошеломительный интеллектуальный, культурный, научный, и социально-политический взрыв.
Все это буквально свело жителей Германии с ума и в 20-е годы немцев накрыло лавиной психических расстройств, сексуальных преступлений, серийных убийств, и суицида…
Показательный пример: гомосексуальный маньяк-каннибал-кулинар Фриц Хаарман, вошедший в историю под именем «Ганноверский вампир», который будучи секретным сотрудником полиции годами избегал разоблачения.
Тогда же, после поимки, Фриц Хаарман, наравне с другим серийным убийцей эпохи Веймара - Петером Кюртеном («Дюссельдорфский душитель») послужил источником вдохновения для еще одного Фрица…

Первый звуковой фильм одного из отцов современного кинематографа, Фрица Ланга - «М» или «М — город ищет убийцу» опираясь на истории двух этих кровожадных персонажей великолепно описывает противостояние города и маньяка, и показывает настроения того времени (фильм, кстати, и сегодня смотрится отлично, рекомендую).

Вообще, по-моему, во всем этом постмодернизме и культурном круговороте есть какая-то ирония. Немец Фриц Ланг, начинавший карьеру в Веймарской Германии и фактически изобретший там эстетику и стилистику фильмов-нуар, впоследствии продолжил свою работу уже за океаном.
Нуар в Штатах расцвел… и вот сегодня, трио немецких кинематографистов, опираясь уже на стилистику американских фильмов-нуар, создают полотно о той самой Веймарской Германии в которой этот нуар и родился.
Круг замкнулся. Культура, это интересно.

Согласно историку культуры Брюсу Томпсону, другой фильм Фрица Ланга, «Доктор Мабузе, игрок» (1922), очень хорошо отражает послевоенное настроение Берлина: «Фильм движется из мира трущоб в мир фондового рынка, а затем в кабаре и ночные клубы - и везде царит хаос, власть дискредитирована, власть безумна и неконтролируема, богатство неотделимо от преступления».

Другой историк и культуролог - Тодд Херцог в книге «Crime Stories: Criminalistic Fantasy and the Culture of Crisis in Weimar Germany» описывает атмосферу Веймара - временем, когда гротескные криминальные драмы наподобие «Доктора Мабузе», с гипнотизерами и всемогущими преступниками, воспринимались зрителями как реалистичное кино про «наши дни»…
Здорово конечно…

Однако, в то же время, эта безумная, безудержная свобода, царящая на осколках империи, превратила Берлин в Мекку для европейских интеллектуалов.

Альберт Эйнштейн творит современную физику, а Фриц Ланг – современный кинематограф. Врач Магнус Хиршфельд основывает Институт сексологии, а фрейдистская теория психоанализа завоевывает умы.
Университеты превращаются во влиятельные центры социальной и политической жизни,
Архитектура и дизайн, литература и живопись, театр, хореография, философия, политология, клубная жизнь, порнография… расцвело все. Берлин, вдобавок, становится европейской криминальной столицей, как его называли - «Чикаго на Шпрее».
И пока в университетах, кабаре и подворотнях бурлила интеллектуальная и подпольная жизнь, на площадях и проспектах бурлила жизнь политическая. Страстная, бескомпромиссная, и иногда кровавая.

На тот момент Берлин это – «самый красный город в Европе после Москвы ». Появляется «Союз красных фронтовиков» - военизированные ударные группы бойцов Коммунистической партии Германии. Многотысячные уличные демонстрации подогреваемые активной деятельностью красных провокаторов и раски агентуры постоянно перерастают в кровопролития.
…Ну а где-то там, в далекой, невидимой для берлинских функционеров Баварии, харизматичный несостоявшийся художник с модными усиками, начинает собирать в пивных тысячи своих единомышленников, и вот постепенно сторонники национал-социализма становятся настолько мощной силой, что у них получается противостоять комми.

Берлин стоял в полушаге от того чтобы свалиться в пропасть советской красной чумы, но вместо этого его постепенно накрыло не менее разрушительной, коричневой.
Позади ад Перовой мировой, а тучи нового кошмара уже начинают неспешно сгущаться. Падение хрупкой Веймарской демократии раздираемой красным и коричневым монстрами очевидно неизбежно, ну а Берлин тем временем превращается в одно большое кабаре, в котором все пьют и гуляют как в последний раз, понимая что этот раз может стать действительно последним. Блеск и нищета, отчаянный пир в промежутке между чумой.

Насыщенный, захватывающий, гиперконцентрированный период. И при всем этом, период сегодня преступно мало представленный в кино и на телевидении.
Парижу, в том числе и с помощью кинематографа умело создан и поддерживается имидж романтической столицы мира.

Бесконечно мною любимый Лондон, в культурном (как и во многих других) планах вообще сегодня главный город на нашем глобусе.... Ну а Берлин тут безнадежно отстал, лишь изредка выстреливая в мировое культурное пространство чем-то крупнокалиберным, вроде «Неба над Берлином».
Такими темпами узнаваемый образ города в мировом контексте не создать. Немцы это понимают, и в последние годы, наконец-то активизировались став жирными мазками этот образ рисовать.
Тут и недавняя «Виктория», тут и уже упомянутая, снятая совместно с американцами «Атомная блондинка», тут и великолепный бенефис Дж.К. Симмонса – «Counterpart» от Нетфликс... До уровня британской столицы им бесконечно далеко, но все же движение есть.

Англичане, кстати, помимо современной столицы давно влюбили весь мир, и продолжают активно работать в антураже викторианского Лондона. Этот образ уже перестал быть чем-то историческим, а стал важной частью мировой массовой культуры. Эдакий полуфэнтезийный, волшебный мир, населенной потрошителями и вампирами, великими детективами и духом стимпанка… Викторианский Лондон это узнаваемый бренд.
Для столицы Германии такой визитной карточкой и культурным брендом может стать Веймарский Берлин, с его колоритной фактурой и фантастически насыщенным историческим контекстом.

В англоязычном мире одним из первых архитекторов этой берлинской легенды стал еще Кристофер Ишервуд со своим романом «Прощай, Берлин». Позже, в 1972-м из романа вырастит великое «Кабаре» Боба Фосса с Лайзой Миннелли в главной роли и восемью Оскарами в копилке.
Потом в 1980-м был культовый Фасбиндер с его не мене культовым 14-серийным «Берлин-Александерплац» (который только собираюсь смотреть).
И вот теперь «Вавилон-Берлин». Легенда вернулась!

Трио шоураннеров; Том Тиквер («Беги, Лола, Беги»), Хендрик Хандлегтен («Гуд бай, Ленин!») и Ахим фон Боррис («4 дня в мае») в интервью признаются что сначала решив создать на экране портрет родного города времен республики даже не предполагали насколько масштабным в итоге станет полотно.
Очевидно, режиссеры просто тащатся от всей этой эстетики, ну а формат сериала позволил им нырнуть в эпоху с головой, смакуя каждую деталь, заглянув в каждый уголок. И уж они использовали эту возможность по полной, создав тот самый монументальный, полумифический Веймарский Берлин во всей его красе.
Великолепные интерьеры в стиле арт-деко, идеальные костюмы, масштабные декорации... Воссозданный с помощью визуальных эффектов довоенный Берлин… блеск, нищета, клубы, метро, подворотни… прекрасно все. Даже такой штрих как конвейерный лифт в здании полицейского управления, красота, и ведь он действительно там был.
Все это просто влюбляет зрителя в эпоху.

Ну а экскурсоводами по этому миру для нас выступают главные герои, у каждого из которых есть своя «зона ответственности»:

За потерянное, психически надломленное и искалеченное войной поколение отвечает главный герой - Гереон Рат (Фолькер Брух).

Страдающий тяжелым посттравматическим расстройством, изломанный войной молодой детектив, который спасается морфием от внезапных приступов и носит в душе свою мрачную личную тайну.

Блеск и нищета, это зона ответственности главной героини - Шарлотты Риттер (Лив Лиз Фрис).
Стремящаяся вырваться из болота нищеты и безысходности, живущая со своим полумаргинальным семейством, независимая и в то же время хрупкая девушка, которая днем пытается построить карьеру в полицейском управлении, а по ночам отчаянно пляшет в шикарных ночных клубах и кабаре, подрабатывая там же в борделе.
Вообще, несмотря на колоссальный бюджет, декорации, и интерьеры, главным украшением сериала считаю именно Шарлотту, настолько живой, яркий и харизматичный образ.

За межведомственные интриги, военный реваншизм, и полицейскую брутальность ответственен напарник Рата - Бруно Вольте. Противоречивый, неоднозначный и интересный герой.

А еще тут есть экстравагантная русская певица-авантюристка Sveta (литовская актриса Северия Янушаускайте), есть реально существовавшие руководители берлинской полиции Цоргибель и Геннат, есть скрипач-террорист Кардаков, и целая россыпь отличных персонажей каждый из которых помогает увидеть очередную грань Вавилон-Берлина или ведет по очередной сюжетной линии, которых тут множество.

Первая, огромная «советская линия», с троцкистским подпольем надеющимся свергнуть Сталина, с золотым поездом, и советской агентурой оголтело носящейся по Берлинуи истребляющей из Томми-ганов троцкистов-заговорщиков... пока утомленный патологоанатом полицейского управления лишь устало констатирует, что его морг уже полностью забит мертвыми русскими.
Вторая, линия с заговором «Черного рейхсвера» и попыткой государственного переворота.…
Еще есть линия с армянским гангстером и порно, плюс пока еще не очень большая линия национал-социалистов, плюс личные линии каждого из героев… и многие другие разнообразные и переплетающиеся сюжеты.
Такое вот «излишнее усложнение сюжета» это едва ли не единственный пункт по которому у критиков возникли претензии к сериалу. Хотя, по-моему, все линии на своих местах, а такое их обилие только помогает «раскрыть эпоху» и словно мозаика составляет портрет самого главного персонажа сериала - «Веймарского Берлина».

Учитывая, что перед нами криминальный сериал действие которого разворачивается в 20-е годы, напрашиваются очевидные сравнения с «Подпольной империей» и «Острыми козырьками».

«Вавилону» удалось объединить детальную проработку характеров и эпохи как в «Империи» с китчевой, полукомиксовой эстетикой «Козырьков» в которых все подчинено стилю. Авторы не скрывают что с удовольствием смотрели оба эти сериала, но цели подражать или копировать при этом не было.
Сомнений их слова не вызывают, Вавивилон это действительно самобытное шоу, хотя и стоящее на плечах столетних культурных гигантов.

Так, например, проходящий через сериал красной нитью некий таинственный и могущественный гипнотизер, это очевидный реверанс в сторону Доктора Мабузе из культовых картин Фрица Ланга. Безупречно выдержанная сюжетно-визуальная стилистика «крутого детектива» постоянно отсылает нас к классическим нуарам начала прошлого века. Ну а неожиданно разбросанные по истории музыкальные и иногда танцевальные номера, несмотря на то что они нарочито анахроничны и осовременены, это все же реверанс и отсылка к культуре берлинских кабаре и великому мюзиклу Боба Фосса…
И это только то, что лежит на поверхности и можно увидеть сразу, невооруженным глазом. По факту же культурных отсылок, метатегов, и пасхалок в сериале, очевидно, куда больше. Все непросто так.

Подводя итог, что такое «Вавилон-Берлин»?
«Вавилон-Берлин» это большой, размашистый, невероятно амбициозный портрет Веймарской Германии, который несмотря на обилие исторических персонажей и событий нельзя назвать историческим сериалом в привычном понимании.
«Вавилон…» показывает весь этот насыщенный и трагичный период, играя скорее по правилам графического романа, в которых красота сцены и эффектность сюжетного поворота стоят выше, чем скрупулезное следование историческому реализму.
В первую очередь сериал это безупречная стилизация, воссоздающая гротескный образ эпохи в духе «Великого Гетсби».

Берем часть «Кабаре» и «Доктора Мабузе», смешиваем с «Городом грехов» и «Великим Гетсби»… добавляем классику фильмов-нуар, шпионских триллеров, и исторических детективов….
Ну а дальше, не жалея заливаем в этот гремучий коктейль ночные клубы, трущобы, нацистов, коммунистов, морфий, кабаре, и вот уже зритель начинает свое погружение в безумие Берлина конца 20-х.…
Такой вот большой, декадентский, немецкий нуар, который по аналогии с уже состоявшимся брендом – «Викторианский Лондон», рисует свой, полумифический, легендарный, гротескный – «Веймарский Берлин».

yuriy.blajnov
Movie Monkey

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація

Рекомендації